Вопрос: Может ли организация, осуществляющая производство продуктов питания, быть привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за отсутствие программы производственного контроля?
Ответ: Учитывая отсутствие единообразия судебной практики, неправомерность привлечения к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях организации, осуществляющей производство продуктов питания, за отсутствие программы производственного контроля при возникновении спора с соответствующим административным органом предстоит доказывать в суде.
Обоснование: Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из изложенного, отсутствие программы производственного контроля у организации, которая осуществляет производство продуктов питания, является нарушением. Однако из норм КоАП РФ четко не следует, по какой именно норме такая организация подлежит привлечению к административной ответственности.
В судебной практике по данному вопросу единая позиция отсутствует.
В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 N А12-1368/13 суд, рассмотрев ситуацию, в которой имеется нарушение — отсутствие программы производственного контроля, заключил, что судом первой инстанции данные действия неверно квалифицированы как нарушение ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, поскольку они образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 6.3 КоАП РФ.
Однако в Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 N А09-3763/2014 суд посчитал неправомерным довод организации о том, что нарушение, выразившееся в отсутствии производственного контроля, подлежит квалификации по ст. 6.3 КоАП РФ. Как отметил суд, нарушения требований законодательства, регулирующего порядок производства, хранения и реализации пищевых продуктов, являются основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.43 КоАП РФ.
Следовательно, данный вопрос является спорным. Судебная практика указывает на риск того, что организация, осуществляющая производство продуктов питания, может быть привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за отсутствие программы производственного контроля, и в этом случае организации предстоит в суде доказывать неправомерность такого привлечения.
Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
24.11.2014