Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организации принадлежит на праве собственности резервуар - объект недвижимости, подземная часть которого расположена ниже уровня земли. Муниципальный орган отказал в предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации резервуара, поскольку часть резервуара расположена ниже уровня земли, для ее эксплуатации организация должна получить лицензию на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Правомерно ли это?
23.10.2020

Организации принадлежит на праве собственности резервуар — объект недвижимости, подземная часть которого расположена ниже уровня земли. Муниципальный орган отказал в предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации резервуара, поскольку часть резервуара расположена ниже уровня земли, для ее эксплуатации организация должна получить лицензию на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Правомерно ли это?

Вопрос: Организации принадлежит на праве собственности резервуар. Он является объектом недвижимости, подземная часть которого расположена ниже уровня земли. Муниципальный орган отказал в предоставлении в собственность земельного участка, необходимого для эксплуатации данного резервуара, сославшись на то, что, поскольку часть резервуара расположена ниже уровня земли, для ее эксплуатации организация должна получить лицензию на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, что только после получения такой лицензии организация сможет получить в собственность земельный участок.
Есть ли необходимость у организации в получении лицензии на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, чтобы получить в собственность земельный участок, необходимый для использования резервуара, часть которого находится ниже уровня земли?
 
Ответ: Исходя из судебной практики у организации отсутствует обязанность получать лицензию на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, чтобы получить в собственность земельный участок, необходимый для использования резервуара, часть которого находится ниже уровня земли. Предоставление такого земельного участка в собственность организации будет производиться на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ.
 
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
На основании п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В ст. 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее — Перечень).
В ст. 7 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон N 2395-1) в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Таким образом, муниципальный орган не имеет права требовать представления тех документов, которые не закреплены в ЗК РФ и Перечне необходимых документов. Наличие лицензии не предусмотрено в качестве документа, необходимого для предоставления в собственность земельного участка, на котором расположен резервуар.
Это также подтверждается примерами из судебной практики.
Так, в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 N 15АП-10421/2013 (далее — Постановление N 15АП-10421/2013) указывается, что перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Резервуар расположен на земельном участке, при этом надземная часть стен резервуара расположена выше планировочной отметки земельного участка, что свидетельствует о том, что Закон N 2395-1 применяться к рассматриваемой ситуации не может.
Постановление N 15АП-10421/2013 оставлено без изменения решением вышестоящего суда — Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 03.12.2013 N А32-20340/2012. ФАС также указал, что резервуар, часть которого находится над землей, не связан с использованием недр, к его использованию не могут предъявляться требования Закона N 2395-1.
Таким образом, муниципальный орган не имеет права требовать от организации — собственника резервуара лицензии на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, так как, во-первых, законодатель не требует предъявлять подобный документ в муниципальный орган, а последний не имеет права сам его истребовать, во-вторых, резервуар находится не полностью под земной поверхностью, что свидетельствует о том, что к рассматриваемой ситуации не может применяться Закон N 2395-1.
 
Д.В.Завгородний
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
25.11.2014