Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » С какого момента исчисляется срок начала проведения камеральной проверки в отношении декларации по форме 3-НДФЛ, если декларация направлена в налоговый орган посредством курьерской службы?
23.10.2020

С какого момента исчисляется срок начала проведения камеральной проверки в отношении декларации по форме 3-НДФЛ, если декларация направлена в налоговый орган посредством курьерской службы?

Вопрос: С какого момента следует исчислять срок начала проведения камеральной налоговой проверки в отношении налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, в случае если указанная декларация направлена в налоговый орган посредством курьерской службы?
 
Ответ: Срок начала проведения камеральной налоговой проверки в отношении налоговой декларации по форме 3-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 10.11.2011 N ММВ-7-3/760@), направленной в налоговый орган посредством курьерской службы, которая имеет лицензию на оказание услуг почтовой связи, следует исчислять с момента передачи налоговой декларации в курьерскую службу для отправки.
Однако необходимо отметить наличие иного подхода, выраженного в письмах ФНС России и в судебных актах.
 
Обоснование: В силу п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Пунктом 2 ст. 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Таким образом, срок камеральной налоговой проверки начинает исчисляться с момента представления соответствующей налоговой декларации.
При этом п. 4 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Следовательно, из буквального толкования указанных положений НК РФ следует вывод, что сроком начала камеральной налоговой проверки является дата отправки соответствующей налоговой декларации в налоговый орган посредством почтовой связи.
При этом каких-либо положений, допускающих направление налоговой декларации посредством курьерских служб, НК РФ не содержит.
Вместе с тем пп. 14 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон N 126-ФЗ) установлено, что организация связи — юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность организаций связи, применяются, соответственно, к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.
Согласно п. 1 ст. 29 Закона N 126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее — лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Законом N 126-ФЗ. Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается.
Таким образом, любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе оказывать услуги связи при наличии соответствующей лицензии.
Из изложенного следует, что, если курьерская служба имеет лицензию на оказание услуг почтовой связи, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган налоговую декларацию посредством курьерской службы.
К схожему выводу пришло УМНС России по г. Москве в Письме от 19.06.2002 N 11-12/27722, отметив, что при отправке налоговой декларации по почте налогоплательщик вправе воспользоваться услугами почтовой связи, оказываемыми негосударственными предприятиями почтовой связи, имеющими лицензию на предоставление услуг почтовой связи. При этом следует иметь в виду, что налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
При этом представляется, что датой начала проведения камеральной проверки в указанном случае будет являться дата сдачи налоговой декларации в курьерскую службу.
Вместе с тем ФНС России в п. 2 Письма от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ указала, что течение трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации (расчета).
В п. 2.2 Письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 также отмечено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ). При применении указанной нормы в части толкования понятия «представления» налоговым органам необходимо учитывать, что трехмесячный срок, предусмотренный п. 2 ст. 88 НК РФ, предназначен для проведения мероприятий налогового контроля в рамках проведения камеральной налоговой проверки и исходя из указанной цели его установления может исчисляться только со дня поступления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 19.09.2012 по делу N А66-376/2012 также отметил, что, поскольку камеральная налоговая проверка налоговой декларации не может проводиться до ее получения налоговым органом, инспекция не могла указать в акте камеральной налоговой проверки дату начала этой проверки, соответствующую дате отправки налоговой декларации по почте.
Следовательно, по нашему мнению, срок начала проведения камеральной налоговой проверки в отношении налоговой декларации, направленной в налоговый орган посредством курьерской службы, следует исчислять с момента передачи налоговой декларации в курьерскую службу для отправки.
Однако с учетом наличия иного подхода государственных органов и судов существует вероятность того, что в случае наличия спора налоговый орган или суд придут к иному выводу.
 
Е.А.Башарин
Юридическая компания «Юново»
02.12.2014