Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » В последний день выездной налоговой проверки справка, составленная по ее результатам, не была вручена руководителю налогоплательщика из-за уклонения от ее получения. Вправе ли налоговый орган направить налогоплательщику справку посредством курьерской службы?
23.10.2020

В последний день выездной налоговой проверки справка, составленная по ее результатам, не была вручена руководителю налогоплательщика из-за уклонения от ее получения. Вправе ли налоговый орган направить налогоплательщику справку посредством курьерской службы?

Вопрос: Налоговым органом в отношении налогоплательщика проведена выездная налоговая проверка и по ее результатам составлена справка. В последний день выездной налоговой проверки указанная справка руководителю налогоплательщика вручена не была ввиду уклонения от ее получения. Вправе ли налоговый орган направить налогоплательщику справку о проведенной выездной налоговой проверке посредством курьерской службы?
 
Ответ: В случае если курьерская служба имеет лицензию на оказание услуг почтовой связи, налоговый орган вправе направлять налогоплательщику справку о проведенной выездной налоговой проверке посредством курьерской службы при условии, что руководитель налогоплательщика уклоняется от получения такой справки.
Если у курьерской службы указанной лицензии нет, то использование налоговым органом услуг такой курьерской службы по доставке налогоплательщику справки о проведенной выездной налоговой проверке будет являться неправомерным.
 
Обоснование: Пунктом 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ определено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Согласно ст. 87 НК РФ установлены следующие виды налоговых проверок:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 15 ст. 89 НК РФ установлено, что в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
При этом положения НК РФ допускают направление налогоплательщику справки о проведенной проверке посредством почтового отправления.
Подпунктом 14 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон N 126-ФЗ) установлено, что организация связи — юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Положения Закона N 126-ФЗ, регулирующие деятельность организаций связи, применяются, соответственно, к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.
Согласно п. 1 ст. 29 Закона N 126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее — лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются. Данные Перечни утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» и содержат в том числе услуги почтовой связи.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Законом N 126-ФЗ. Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуг почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается.
Таким образом, любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе оказывать услуги связи при наличии соответствующей лицензии.
Также необходимо отметить, что положения НК РФ не содержат запрет для налоговых органов на направление корреспонденции в адрес налогоплательщиков посредством курьерской службы.
 
Е.А.Башарин
Юридическая компания «Юново»
02.12.2014