Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация в декабре 2014 г. направила в налоговый орган уточненные декларации по НДС за I - III кварталы 2010 г. Вправе ли налоговый орган не проводить камеральную проверку уточненных деклараций из-за истечения трехлетнего срока после окончания налоговых периодов, за которые представлены декларации, и на основании этого не возмещать НДС, заявленный к возмещению в декларациях?
23.10.2020

Организация в декабре 2014 г. направила в налоговый орган уточненные декларации по НДС за I — III кварталы 2010 г. Вправе ли налоговый орган не проводить камеральную проверку уточненных деклараций из-за истечения трехлетнего срока после окончания налоговых периодов, за которые представлены декларации, и на основании этого не возмещать НДС, заявленный к возмещению в декларациях?

Вопрос: Организация в декабре 2014 г. направила в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДС за I — III кварталы 2010 г. Налоговый орган сообщил налогоплательщику об истечении трехлетнего срока после окончания налоговых периодов, за которые представлены уточненные декларации, в связи с чем суммы НДС, заявленные к возмещению в декларациях, возмещению не подлежат. Правомерно ли бездействие налогового органа, выразившееся в непроведении камеральных проверок уточненных налоговых деклараций?
 
Ответ: Бездействие налогового органа, выразившееся в непроведении камеральных проверок уточненных налоговых деклараций по НДС по истечении трех лет с момента окончания налоговых периодов, за который они представлены, неправомерно, однако заявленная в этих декларациях сумма НДС не подлежит возмещению.
 
Обоснование: Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 163 НК РФ налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов (далее — налоговые агенты)) устанавливается как квартал.
В силу п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
В силу п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Согласно абз. 2 — 3 п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
В судебной практике разъяснено, что налоговое законодательство не содержит положений, запрещающих налогоплательщику представлять в налоговый орган уточненные налоговые декларации либо ограничивающих такое право каким-либо сроком. При этом отказ налогового органа в принятии декларации является неправомерным (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2010 по делу N А42-3884/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2013 по делу N А32-43744/2011, ФАС Уральского округа от 06.06.2007 N Ф09-4282/07-С3 по делу N А71-8350/06, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по делу N А03-9884/2013).
Однако суд в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2010 по делу N А42-3884/2009 отклонил ссылку инспекции на п. 2 ст. 173 НК РФ, ограничивающий трехлетним сроком право налогоплательщиков на возмещение налога на добавленную стоимость, поскольку указанное право не являлось предметом заявленного по настоящему делу требования общества, и указал, что вопрос соблюдения налогоплательщиком положений гл. 21 НК РФ, в том числе п. 2 ст. 173 НК РФ, является предметом камеральной проверки, от проведения которой налоговый орган уклонился, ограничившись направлением обществу письма.
Дополнительно отметим, что, согласно п. 2 ст. 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, положительная разница между этими суммами подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
 
Н.Б.Тихонова
ООО «Эксперт-право»
03.12.2014