Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » При выездной налоговой проверке выявлены ошибки, приведшие к занижению налоговой базы по налогу на прибыль. Каким образом считаются пени и штрафы, если в рамках выездной налоговой проверки будет представлена уточненная налоговая декларация по проверяемому налогу?
20.10.2020

При выездной налоговой проверке выявлены ошибки, приведшие к занижению налоговой базы по налогу на прибыль. Каким образом считаются пени и штрафы, если в рамках выездной налоговой проверки будет представлена уточненная налоговая декларация по проверяемому налогу?

Вопрос: При выездной налоговой проверке выявлены ошибки, приведшие к занижению налоговой базы по налогу на прибыль. Каким образом считаются пени и штрафы, если в рамках выездной налоговой проверки будет представлена уточненная налоговая декларация по проверяемому налогу?
 
Ответ: Налогоплательщик в указанной ситуации не освобождается от ответственности в виде штрафа и необходимости уплатить пени. Только если при выездной налоговой проверке ошибки, приведшие к занижению налоговой базы по налогу на прибыль, налоговым органом не выявлены, а обнаружены налогоплательщиком, налогоплательщик освобождается от ответственности (но не от необходимости уплатить пени).
 
Обоснование: На основании п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей.
Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
В рассматриваемой ситуации уточненная налоговая декларация, относительно представления которой у налогоплательщика имеется обязанность по представлению (ввиду наличия в ней ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате), представлена в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога (в рамках выездной налоговой проверки).
В этом случае от ответственности налогоплательщик может быть освобожден, только если имеется случай, упомянутый в п. 4 ст. 81 НК РФ.
Однако в рассматриваемом вопросе указано, что при выездной налоговой проверке выявлены ошибки, приведшие к занижению налоговой базы по налогу на прибыль. Представляется, что речь идет о том, что данные ошибки выявлены именно налоговым органом.
Следовательно, от ответственности налогоплательщик не может быть освобожден.
Относительно пеней отметим, что п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривает освобождение только от ответственности, а не от начисления пеней. НК РФ не содержит положений, предусматривающих для налогоплательщика освобождение (как полное, так и частичное) от пеней, в случае если им представлена уточненная налоговая декларация после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога.
На основании п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как указано в п. 3 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25 и 26.1 НК РФ.
Отметим, что в преамбуле Письма Минфина России от 16.05.2013 N 03-03-06/2/17017 (в самом вопросе, рассмотренном в данном Письме) указывается, что п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривает, что в случае подачи уточненной налоговой декларации налогоплательщик освобождается от ответственности за совершение налоговых правонарушений, но не освобождается от уплаты пеней.
 
Ю.М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
13.08.2013