Вопрос: В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (комиссия) может отклонить заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Решение комиссии может быть оспорено в суде.
Может ли организация обжаловать решение указанной комиссии, обязав комиссию принять решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью?
Ответ: Если заявитель оспаривает результаты определения кадастровой стоимости, то он не может оспорить решение комиссии, поскольку в таком случае решение комиссии не является в суде предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
Решение комиссии может быть оспорено в суде, если при рассмотрении требований заявителя предметом судебного рассмотрения является установление несоответствия решения комиссии Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 135-ФЗ) или иному нормативному правовому акту и нарушения данным решением прав и законных интересов администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие совокупности указанных условий обязывает суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости организация должна обратиться в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении иной кадастровой стоимости земельного участка с определенным кадастровым номером (на дату определения кадастровой стоимости).
Обоснование: Статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок обжалования результатов кадастровой оценки.
Организация-заявитель может оспорить в суде результаты кадастровой оценки (определения кадастровой стоимости), если в ходе обязательного досудебного порядка обжалования результатов кадастровой оценки:
— комиссия отклонила заявление организации (плательщика земельного налога);
— комиссией нарушены сроки рассмотрения заявления организации.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).
Если организация будет оспаривать решение комиссии, то заявление о признании незаконным решения комиссии может быть отклонено судом. Согласно выводам, изложенным в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.07.2013 по делу N А33-11252/2012 (Определением ВАС РФ от 29.07.2014 N ВАС-16618/13 отказано в передаче дела N А33-11252/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления), решение комиссии может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно положениям которой в предмет судебного исследования по данному делу исходя из заявленного администрацией требования входит установление совокупности следующих условий: несоответствие решения комиссии закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным решением прав и законных интересов администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие совокупности указанных условий обязывает арбитражный суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
В силу пп. 5.1.26 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, Росреестр наделен полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Приказом Росреестра от 26.12.2011 N П/531 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, именно указанное учреждение выступает надлежащим ответчиком при оспаривании кадастровой стоимости земельного участка. Аналогичные выводы содержит Определение ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9246/13 по делу N А74-1531/2012.
Следовательно, если организация не согласна с результатами определения кадастровой стоимости, то она должна обратиться в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении иной кадастровой стоимости земельного участка с определенным кадастровым номером (на дату определения кадастровой стоимости).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются (ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ):
— недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
— установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Г.А.Канаева
ЗАО «Сплайн-Центр»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
05.12.2014