Вопрос: Белорусская организация, не состоящая на учете в налоговом органе Российской Федерации, заказала российской организации подготовить аудиторское заключение по своей организации для представления российским инвесторам. Следует ли российской организации производить исчисление и уплату налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь при реализации этих услуг, если документы, необходимые для подготовки аудиторского заключения, были доставлены на территорию Российской Федерации и услуга была оказана фактически на территории РФ?
Ответ: При оказании аудиторских услуг российской организацией белорусской организации, которая не состоит на учете в налоговом органе РФ, объекта налогообложения на территории РФ не возникает.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 143 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации.
Исходя из пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается также реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Соответственно, если местом реализации товаров (работ, услуг) и передачи имущественных прав признается территория Российской Федерации, то у российской организации возникает объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Статьей 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» установлено, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.
Согласно ст. 2 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Протокол) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве — члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства — члена Таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы.
Согласно ст. 1 Протокола аудиторские услуги — услуги по проведению аудита бухгалтерского учета, налоговой и финансовой отчетности.
Поскольку аудиторские услуги оказаны налогоплательщику Республики Беларусь, местом реализации этих услуг не признается территория Российской Федерации.
Соответственно, российской организации не следует производить исчисление налога на добавленную стоимость при реализации аудиторских услуг, несмотря на то что они были фактически оказаны на территории Российской Федерации.
А.В.Недоступ
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
30.08.2013