Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Российская организация приобрела на территории Республики Беларусь товары и реализовала их с территории Республики Беларусь за пределы территории Таможенного союза без ввоза на территорию Российской Федерации. Белорусская организация оказывает российскому экспортеру на территории Республики Беларусь услуги таможенного агента по таможенному оформлению этих товаров с применением таможенной процедуры экспорта. Необходимо ли будет российскому заказчику в качестве налогового агента в Российской Федерации производить удержание суммы налога на добавленную стоимость с сумм, выплачиваемых белорусской организации за оказанные услуги?
19.10.2020

Российская организация приобрела на территории Республики Беларусь товары и реализовала их с территории Республики Беларусь за пределы территории Таможенного союза без ввоза на территорию Российской Федерации. Белорусская организация оказывает российскому экспортеру на территории Республики Беларусь услуги таможенного агента по таможенному оформлению этих товаров с применением таможенной процедуры экспорта. Необходимо ли будет российскому заказчику в качестве налогового агента в Российской Федерации производить удержание суммы налога на добавленную стоимость с сумм, выплачиваемых белорусской организации за оказанные услуги?

Вопрос: Российская организация приобрела на территории Республики Беларусь товары и реализовала их с территории Республики Беларусь за пределы территории Таможенного союза без ввоза на территорию Российской Федерации. Белорусская организация оказывает российскому экспортеру на территории Республики Беларусь услуги таможенного агента по таможенному оформлению этих товаров с применением таможенной процедуры экспорта. Необходимо ли будет российскому заказчику в качестве налогового агента в Российской Федерации производить удержание суммы налога на добавленную стоимость с сумм, выплачиваемых белорусской организации за оказанные услуги?
 
Ответ: У российской организации не возникает обязанность по удержанию сумм налога на добавленную стоимость с сумм, выплачиваемых белорусской организации за оказанные ею услуги таможенного агента.
 
Обоснование: Исходя из пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) объектом налогообложения признается также реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Пунктом 1 ст. 161 Кодекса определено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Согласно п. 2 ст. 161 Кодекса налоговая база, указанная в п. 1 данной статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 данной статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 Кодекса.
Статьей 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» установлено, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.
Согласно ст. 2 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Протокол) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве — члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 3 Протокола местом реализации работ (услуг) признается территория Республики Беларусь, если работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 1 Протокола вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, к транспортным средствам, относятся к движимому имуществу.
Поскольку услуги таможенного агента по таможенному оформлению товаров с применением таможенной процедуры экспорта оказываются на территории Республики Беларусь, местом реализации этих услуг признается территория Республики Беларусь.
Таким образом, российской организации не следует производить исчисление и удержание налога на добавленную стоимость в Российской Федерации при приобретении у белорусской организации услуг таможенного агента, то есть она не является в этом случае налоговым агентом.
 
А.В.Недоступ
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
19.08.2013