Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Необходимо ли заказчику - органу местного самоуправления учитывать объем товаров, размещение заказов на поставки которых осуществляется у единственного поставщика, в общем годовом объеме поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, исходя из которого определяется объем товаров (работ, услуг), подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства?
19.10.2020

Необходимо ли заказчику — органу местного самоуправления учитывать объем товаров, размещение заказов на поставки которых осуществляется у единственного поставщика, в общем годовом объеме поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, исходя из которого определяется объем товаров (работ, услуг), подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства?

Вопрос: Необходимо ли заказчику — органу местного самоуправления учитывать объем товаров, размещение заказов на поставки которых осуществляется у единственного поставщика, в общем годовом объеме поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, исходя из которого определяется объем товаров (работ, услуг), подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства?
 
Ответ: Объем товаров, размещение заказов на поставки которых осуществляется у единственного поставщика, не учитывается в общем годовом объеме поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, исходя из которого определяется объем товаров (работ, услуг), подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства.
 
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты.
На основании ч. 1 ст. 55 Закона N 94-ФЗ под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 указанной статьи, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
При этом из ч. 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ следует, что заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, исключительно путем проведения торгов или запроса котировок.
Следовательно, объем товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), не учитывается в общем годовом объеме, исходя из которого определяется объем товаров (работ, услуг), подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства.
Аналогичный вывод также следует из п. 53 Приложения к Письму Казначейства России от 02.07.2012 N 42-7.4-05/6.3-354 и Письма ФАС России от 29.10.2010 N АЦ/37480.
Волгоградский областной суд в Постановлении от 20.04.2011 по делу N 7а-404/11 отмечает, что по смыслу ч. 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ в единстве с ч. 3 ст. 10 и ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ объем товаров (работ, услуг), размещение на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), не должен учитываться в общем годовом объеме, исходя из которого определяется объем товаров (работ, услуг), подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства (см. также Постановление Волгоградского областного суда от 18.02.2011 по делу N 7а-157/11 и Решение Хабаровского краевого суда от 26.01.2012 по делу N 21-39/2012).
Обращаем внимание на то, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу с 01.01.2014 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).
Из ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчики обязаны осуществлять с учетом положений ч. 5 указанной статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Следовательно, учитывая то, что такой способ, как размещение заказа у единственного поставщика, в ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, так же как и в ч. 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ, не указан, полагаем, что в силу аналогичности правового регулирования вышеуказанный вывод можно распространить и на правоотношения, возникающие с 01.01.2014 в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
 
П.С.Долгополов
Юридическая компания «Юново»
19.08.2013