Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация, осуществляющая добычу полезных ископаемых, производит оценку их стоимости в целях НДПИ исходя из цен реализации добытого полезного ископаемого. Выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации без НДС и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки. Правомерно ли в указанных расходах учитывать общехозяйственные расходы налогоплательщика, включающие, в частности, расходы на поддержание в рабочем состоянии площадок для погрузки-разгрузки добытого полезного ископаемого, соответствующих механизмов, а также оплату труда рабочих по поддержанию указанных площадок и механизмов в рабочем состоянии?
19.10.2020

Организация, осуществляющая добычу полезных ископаемых, производит оценку их стоимости в целях НДПИ исходя из цен реализации добытого полезного ископаемого. Выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации без НДС и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки. Правомерно ли в указанных расходах учитывать общехозяйственные расходы налогоплательщика, включающие, в частности, расходы на поддержание в рабочем состоянии площадок для погрузки-разгрузки добытого полезного ископаемого, соответствующих механизмов, а также оплату труда рабочих по поддержанию указанных площадок и механизмов в рабочем состоянии?

Вопрос: Организация, осуществляющая добычу полезных ископаемых, производит оценку их стоимости в целях налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых исходя из цен реализации добытого полезного ископаемого. Согласно нормам ст. 340 Налогового кодекса РФ выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации без налога на добавленную стоимость и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.
При этом в целях гл. 26 НК РФ к расходам по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого до получателя, в частности, относятся расходы по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно-экспедиционных услуг.
Правомерно ли в указанных расходах учитывать общехозяйственные расходы налогоплательщика, включающие, в частности, расходы на поддержание в рабочем состоянии площадок для погрузки-разгрузки добытого полезного ископаемого, соответствующих механизмов, а также оплату труда рабочих по поддержанию указанных площадок и механизмов в рабочем состоянии?
 
Ответ: Поскольку критерием отнесения затрат к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых, является цель их осуществления — обеспечение доставки полезного ископаемого до потребителя, а доставка полезного ископаемого связана с необходимостью учета и управления такими операциями, поддержания в надлежащем состоянии территории, на которой осуществляются погрузка и разгрузка, учет общехозяйственных расходов в составе расходов на доставку полезного ископаемого не противоречит п. 3 ст. 340 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс).
 
Обоснование: Согласно п. 2 ст. 338 Кодекса налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, расчет которой осуществляется в соответствии со ст. 340 Кодекса.
Применительно к рассматриваемому эпизоду оценка стоимости полезных ископаемых осуществляется исходя из сложившихся за соответствующий налоговый период цен реализации.
При этом оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации с учетом положений ст. 105.3 Кодекса, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории Российской Федерации и в государства — участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.
В целях гл. 26 Кодекса в сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя, а также расходы по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К расходам по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого до получателя в целях гл. 26 Кодекса относятся, в частности, расходы по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно-экспедиционных услуг.
При этом в Кодексе прямо не указано, что общехозяйственные расходы могут быть учтены при определении налоговой базы по НДПИ.
В связи с этим следует руководствоваться Постановлением Президиума ВАС РФ от 18.05.2011 N 1109/11, согласно которому из п. 3 ст. 340 Кодекса следует, что критерием отнесения затрат к расходам, уменьшающим налоговую базу по НДПИ, является цель их осуществления — обеспечение доставки полезного ископаемого до потребителя. Поскольку доставка полезного ископаемого связана с необходимостью учета и управления такими операциями, поддержания в надлежащем состоянии территории, на которой осуществляются погрузка и разгрузка, учет общехозяйственных расходов, в том числе на поддержание в надлежащем состоянии механизмов и территории комплексов, на которых осуществляются погрузка и разгрузка полезного ископаемого, причалов, на их охрану, на оплату труда управленческого персонала, исполняющего функции по управлению такими операциями и их учету, а также на другие расходы, в составе расходов на доставку полезного ископаемого не противоречит указанному пункту.
Ограничительное толкование п. 3 ст. 340 Кодекса привело бы (в нарушение принципа равного положения всех налогоплательщиков перед налоговым законом) к неравному подходу к налогоплательщикам, осуществляющим доставку полезного ископаемого до потребителя самостоятельно, по сравнению с налогоплательщиками, привлекающими перевозчиков, стоимость услуг которых складывается из всех расходов, включая общехозяйственные.
Толкование правовых норм, содержащихся в указанном Постановлении Президиума ВАС РФ, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
 
И.К.Золотарева
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
19.08.2013