Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Учитывая принятие Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", вправе ли будут вышестоящие налоговые органы оставлять без рассмотрения жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов, в которых не указаны конкретные требования налогоплательщиков (например, отменить решение налогового органа полностью), то есть если документ называется жалобой, то в нем приводятся основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены, при этом конкретно то, что данное лицо требует, в жалобе не приводится?
19.10.2020

Учитывая принятие Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», вправе ли будут вышестоящие налоговые органы оставлять без рассмотрения жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов, в которых не указаны конкретные требования налогоплательщиков (например, отменить решение налогового органа полностью), то есть если документ называется жалобой, то в нем приводятся основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены, при этом конкретно то, что данное лицо требует, в жалобе не приводится?

Вопрос: Учитывая принятие Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», вправе ли будут вышестоящие налоговые органы оставлять без рассмотрения жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов, в которых не указаны конкретные требования налогоплательщиков (например, отменить решение налогового органа полностью), то есть если документ называется жалобой, то в нем приводятся основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены, при этом конкретно то, что данное лицо требует, в жалобе не приводится?
 
Ответ: Вышестоящие налоговые органы не вправе будут оставлять без рассмотрения жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов, в которых не указано конкретное требование налогоплательщиков (например, отменить решение налогового органа полностью), то есть если документ называется жалобой, то в нем приводятся основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены, при этом конкретно то, что данное лицо требует, в жалобе не приводится.
 
Обоснование: Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 153-ФЗ) вносятся существенные изменения в Налоговый кодекс РФ в части, касающейся обжалования актов налоговых органов.
В частности, в гл. 19 НК РФ вводятся новые ст. ст. 139.2 и 139.3.
Часть 1 ст. 3 Закона N 153-ФЗ закрепляет, что данный Закон вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 03.07.2013).
В силу ч. 2 ст. 3 Закона N 153-ФЗ, в случае если жалоба (апелляционная жалоба) на акты налоговых органов ненормативного характера либо действия или бездействие их должностных лиц подана до дня вступления в силу Закона N 153-ФЗ, применяются положения части первой НК РФ без учета изменений, внесенных Законом N 153-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 139.2 НК РФ (в ред. Закона N 153-ФЗ) в жалобе указываются:
1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
5) требования лица, подающего жалобу.
Следовательно, требования лица, подающего жалобу, указаны в НК РФ (в ред. Закона N 153-ФЗ) как обязательные к указанию в жалобе.
Согласно п. 1 ст. 139.3 НК РФ (в ред. Закона N 153-ФЗ) вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:
1) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
4) ранее подана жалоба по тем же основаниям.
Как следует из приведенных норм, вышестоящему налоговому органу предоставлены полномочия на оставление жалобы без рассмотрения, однако в п. 1 ст. 139.3 НК РФ (в ред. Закона N 153-ФЗ) не приведено такое условие, как отсутствие в жалобе одного или нескольких сведений из тех, которые на основании п. 2 ст. 139.2 НК РФ должны быть приведены в жалобе.
Изложенное означает, что вышестоящий налоговый орган не вправе оставить без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что в ней не указано конкретное требование лица, подающего жалобу.
Таким образом, вышестоящие налоговые органы не вправе будут оставлять без рассмотрения жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов, в которых не указано конкретное требование налогоплательщиков (например, отменить решение налогового органа полностью), то есть если документ называется жалобой, то в нем приводятся основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены, при этом конкретно то, что данное лицо требует, в жалобе не приводится.
 
Ю.М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
19.08.2013