Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Должен ли работодатель учитывать мнение представительного органа работников, выбранного общим собранием работников, при принятии локального нормативного акта, устанавливающего дополнительные оплачиваемые отпуска работникам (ч. 2 ст. 116 Трудового кодекса РФ)? Первичная профсоюзная организация в организации не создана.
19.10.2020

Должен ли работодатель учитывать мнение представительного органа работников, выбранного общим собранием работников, при принятии локального нормативного акта, устанавливающего дополнительные оплачиваемые отпуска работникам (ч. 2 ст. 116 Трудового кодекса РФ)? Первичная профсоюзная организация в организации не создана.

Вопрос: Должен ли работодатель учитывать мнение представительного органа работников, выбранного общим собранием работников, при принятии локального нормативного акта, устанавливающего дополнительные оплачиваемые отпуска работникам (ч. 2 ст. 116 Трудового кодекса РФ)? Первичная профсоюзная организация в организации не создана.
 
Ответ: При принятии локального нормативного акта, устанавливающего дополнительные оплачиваемые отпуска работникам, работодателю целесообразно учитывать мнение представительного органа работников, представляющего интересы всех или большинства работников.
 
Обоснование: Согласно ч. 2 и 4 ст. 8 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.
В соответствии с ч. 1 ст. 372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Таким образом, ст. 372 ТК РФ описывает порядок учета мнения при принятии локального нормативного акта работодателем не любого представительного органа работников, а только выборного органа первичной профсоюзной организации.
Соответственно, если в организации отсутствует выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников, и работодателем без учета мнения иного представительного органа работников будет принят локальный нормативный акт, устанавливающий дополнительные отпуска работникам, то такой локальный нормативный акт, по нашему мнению, не может быть признан не подлежащим применению, поскольку порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, прописанный в ст. 372 ТК РФ, в данной ситуации нарушен не будет.
В то же время, учитывая позицию отдельных представителей контролирующих органов о необходимости учета мнения представительного органа при отсутствии в организации профсоюзного органа, работодателям рекомендуем (даже при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации) учитывать мнение представительного органа работников (при его наличии) при принятии локальных нормативных актов, предусматривающих в соответствии с ТК РФ учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
К иному представительному органу (например, совету трудового коллектива, профсоюзному органу иной (не первичной) профсоюзной организации, представляющей работников и действующей в данной организации) содержащийся в ст. 372 ТК РФ порядок учета мнения может применяться по аналогии (то есть при наличии у данного органа полномочий на представительство всех или большинства работников), поскольку работники в данной ситуации, действуя в рамках своего конституционного права на объединение, решили не объединяться в первичную профсоюзную организацию, а действовать через иной представительный орган, выбрав его на общем собрании.
Теоретически работники могут создать неограниченное число представительных органов, но, по нашему мнению, из трудового законодательства не следует, что мнение каждого из этих органов работодатель должен испрашивать под угрозой признания локального нормативного акта не подлежащим применению, поскольку законодатель при конструировании ст. 372 ТК РФ сформулировал концепцию учета мнения наиболее представительного выборного органа работников.
Таким образом, исходя из сопоставления ст. ст. 8 и 372 ТК РФ при принятии локального нормативного акта, предусмотренного ч. 2 ст. 116 ТК РФ, рекомендуется (при отсутствии выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы всех или большинства работников) учитывать мнение именно наиболее представительного (выбранного на общем собрании работников) органа, представляющего интересы всех или большинства работников.
 
А.Б.Иванов
Общероссийское отраслевое
объединение работодателей
«Союз работодателей атомной
промышленности, энергетики и науки России»
20.08.2013