Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Влечет ли нарушение вышестоящим налоговым органом срока принятия решения по жалобе организации-налогоплательщика на решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, если вышестоящим налоговым органом принято решение оставить жалобу без удовлетворения, недействительность данного решения вышестоящего налогового органа?
19.10.2020

Влечет ли нарушение вышестоящим налоговым органом срока принятия решения по жалобе организации-налогоплательщика на решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, если вышестоящим налоговым органом принято решение оставить жалобу без удовлетворения, недействительность данного решения вышестоящего налогового органа?

Вопрос: Влечет ли нарушение вышестоящим налоговым органом срока принятия решения по жалобе организации-налогоплательщика на решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, если вышестоящим налоговым органом принято решение оставить жалобу без удовлетворения, недействительность данного решения вышестоящего налогового органа?
 
Ответ: Нарушение вышестоящим налоговым органом срока принятия решения по жалобе организации-налогоплательщика на решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, если вышестоящим налоговым органом принято решение оставить жалобу без удовлетворения, не влечет недействительности данного решения вышестоящего налогового органа.
 
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 140 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», далее — Закон N 153-ФЗ) жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом).
В силу п. 2 ст. 140 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 153-ФЗ) по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение.
Пунктом 3 ст. 140 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 153-ФЗ) установлено, что решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение 3 дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 153-ФЗ) не содержит норм, из которых бы следовало, что нарушение вышестоящим налоговым органом срока принятия решения по жалобе организации влечет недействительность решения вышестоящего налогового органа, которое все-таки принято по итогам рассмотрения жалобы.
Как разъяснено в Письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-07/1-180, законодательство о налогах и сборах не устанавливает последствий несоблюдения налоговым органом срока принятия решения по жалобе.
Апелляционный порядок обжалования решения налогового органа по общему правилу предполагает пересмотр не вступившего в законную силу решения и рассмотрение материалов налоговой проверки по существу.
Нарушение срока рассмотрения апелляционной жалобы не препятствует налоговому органу ее рассмотреть и не влечет недействительности решения, принятого по результатам такого рассмотрения, поскольку указанное решение не возлагает на лицо, подавшее жалобу, дополнительных обязанностей, не влечет ущемления его прав и законных интересов, не создает препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, не нарушает его имущественных прав.
Указанный вывод подтверждается судебной практикой (в частности, Постановлением Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 N 13065/10).
В данном Постановлении Президиумом ВАС РФ, действительно, отмечено, что пропуск срока, предусмотренного п. 3 ст. 140 НК РФ, не препятствует вышестоящему налоговому органу рассмотреть жалобу налогоплательщика и не влечет недействительности решения, принятого по результатам рассмотрения. Как отметил суд, нарушение управлением требования п. 3 ст. 140 НК РФ о сроках рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика само по себе не является основанием для признания судом бездействия управления незаконным, поскольку на момент судебного разбирательства указанная жалоба была им рассмотрена и допущенное нарушение устранено.
Исходя из изложенного нарушение вышестоящим налоговым органом срока принятия решения по жалобе организации-налогоплательщика на решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, если вышестоящим налоговым органом принято решение оставить жалобу без удовлетворения, недействительности данного решения вышестоящего налогового органа не влечет.
Законом N 153-ФЗ вносятся существенные изменения в НК РФ в части, касающейся обжалования актов налоговых органов.
В частности, в гл. 19 и 20 НК РФ ст. ст. 138 и 140 НК РФ излагаются в новой редакции.
Согласно п. 2 ст. 138 НК РФ (в ред. Закона N 153-ФЗ) в случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Пунктом 3 ст. 140 НК РФ (в ред. Закона N 153-ФЗ) установлено, что по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:
1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;
4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
В соответствии с п. 6 ст. 140 НК РФ (в ред. Закона N 153-ФЗ) решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.
Решение по жалобе, не указанной в абз. 1 данного пункта, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.
Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение 3 дней со дня его принятия.
Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение 3 дней со дня его принятия.
Часть 1 ст. 3 Закона N 153-ФЗ закрепляет, что данный Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 03.07.2013).
В силу ч. 2 ст. 3 Закона N 153-ФЗ в случае, если жалоба (апелляционная жалоба) на акты налоговых органов ненормативного характера либо действия или бездействие их должностных лиц подана до дня вступления в силу Закона N 153-ФЗ, применяются положения части первой НК РФ без учета изменений, внесенных Законом N 153-ФЗ.
На основании ч. 3 ст. 3 Закона N 153-ФЗ положения абз. 1 и 2 п. 2 и п. 3 ст. 138 части первой НК РФ (в ред. Закона N 153-ФЗ) до 1 января 2014 г. применяются только в отношении порядка обжалования решений, вынесенных налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 101 части первой НК РФ.
В ст. 101 НК РФ указано, в частности, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как следует из приведенных положений, после вступления в силу Закона N 153-ФЗ НК РФ по-прежнему не содержит прямых норм, из которых бы следовало, что нарушение вышестоящим налоговым органом срока принятия решения по жалобе организации влечет недействительность решения вышестоящего налогового органа, которое все-таки принято по итогам рассмотрения жалобы.
В НК РФ просто вводится норма, согласно которой в случае нарушения соответствующего срока акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Представляется, что из данной нормы, в частности, следует, что решение по жалобе, принятое вышестоящим налоговым органом с нарушением установленного срока, может быть обжаловано в судебном порядке. То, что данное решение может являться недействительным по этой причине, в этой норме не указано.
Поэтому, по нашему мнению, актуальными продолжают оставаться позиции Минфина России и Президиума ВАС РФ, согласно которым нарушение срока рассмотрения жалобы не влечет недействительности решения, принятого по результатам такого рассмотрения.
 
Ю.М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
20.08.2013