Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Что понимается под осуществлением расчета на территории РФ в целях применения Закона N 54-ФЗ? Нужно ли использовать ККТ, если покупатель - нерезидент РФ или платеж осуществляется через платежного агрегатора - нерезидента РФ?
30.10.2020

Что понимается под осуществлением расчета на территории РФ в целях применения Закона N 54-ФЗ? Нужно ли использовать ККТ, если покупатель — нерезидент РФ или платеж осуществляется через платежного агрегатора — нерезидента РФ?

Вопрос: Что понимается под осуществлением расчета на территории РФ в целях применения Закона N 54-ФЗ? Нужно ли использовать ККТ, если покупатель — нерезидент РФ или платеж осуществляется через платежного агрегатора — нерезидента РФ?
 
Ответ: В целях Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ под осуществлением расчета на территории РФ понимается территория (место) расчетов — Российская Федерация, на которой должна исполняться обязанность применения контрольно-кассовой техники, которая не зависит от резидентства покупателя (клиента). В случае поступления оплаты на счет платежного агрегатора — нерезидента РФ продавец освобожден от применения ККТ.
 
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
Под расчетами понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях Закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги (абз. 26 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Законом N 54-ФЗ определены правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров (п. 2 ст. 1 Закона N 54-ФЗ).
С учетом изложенного положения Закона N 54-ФЗ возлагают обязанность применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с использованием наличных денежных средств и (или) в безналичном порядке на налогоплательщиков, в данном случае организацию (индивидуального предпринимателя) — продавца, которая находится на территории Российской Федерации.
Таким образом, положения Закона N 54-ФЗ не распространяются на иностранную организацию, предпринимателя, которые не зарегистрированы в установленном порядке и не имеют представительства на территории Российской Федерации (Письмо ФНС России от 17.08.2018 N АС-3-20/5647@).
Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься (п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Следует отметить, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в сети Интернет, обязаны применять ККТ вне зависимости от местонахождения (гражданства) покупателя (клиента) (Письмо Минфина России от 22.05.2018 N 03-01-15/34473).
Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Таким образом, в случае если сделка совершена агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, обязанность по представлению платежных документов возлагается на агента, хотя принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Учитывая изложенное, в случае поступления оплаты на счет платежного агрегатора — нерезидента Российской Федерации расчет покупателя (клиента) происходит с самим агрегатором, а не с продавцом и, соответственно, продавец освобожден от применения контрольно-кассовой техники (Письмо ФНС России от 17.08.2018 N АС-3-20/5647@).
Резюмируя вышеназванные случаи, в целях Закона N 54-ФЗ под осуществлением расчета на территории РФ понимается территория (место) расчетов — Российская Федерация, на которой должна исполняться обязанность применения контрольно-кассовой техники, которая не зависит от резидентства покупателя (клиента), но при этом имеет значение, зарегистрирован ли в установленном порядке и имеет ли представительство на территории Российской Федерации продавец.
 
А.А. Батарин
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
17.08.2020