Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Как восстановить трудовую книжку работника, утерянную по вине работодателя?
22.10.2020

Как восстановить трудовую книжку работника, утерянную по вине работодателя?

Вопрос: По вине работодателя утеряна трудовая книжка работника. Каким образом следует восстановить трудовую книжку?
 
Ответ: Восстановление трудовой книжки, утерянной по вине работодателя, следует производить в соответствии с порядком, установленным для восстановления утраченной трудовой книжки по вине работника, так как законодательством напрямую не установлен порядок восстановления трудовой книжки, утерянной работодателем. Порядок выдачи дубликатов трудовых книжек регулируется Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее — Правила).
 
Обоснование: Исходя из анализа законодательства в сфере кадрового учета, если трудовая книжка была утеряна работником или трудовые книжки были утеряны работодателем, либо трудовая книжка находится в ветхом состоянии, либо в ней имеются записи об увольнении или переводе, признанные впоследствии недействительными (в том числе записи об освобождении от работы в связи с незаконным осуждением), Правилами предусмотрена обязанность работодателя выдать дубликат трудовой книжки. В п. 45 Правил указано, что ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя. За нарушение установленного настоящими Правилами порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
С учетом вышесказанного считается, что утрата одной трудовой книжки невозможна, поскольку трудовые книжки должны храниться в сейфе организации. Однако, если по каким-либо причинам работодатель все же потеряет трудовую книжку одного из своих работников, ему не остается ничего другого, как выдать дубликат трудовой книжки.
Выдача дубликата в связи с утратой трудовой книжки по вине работодателя производится на основании документа, удостоверяющего факт утраты (наступления обстоятельств, повлекших за собой утрату трудовой книжки), то есть при массовой утрате трудовых книжек, например вследствие стихийного бедствия, повлекшего, кроме того, и утрату соответствующих документов, сведения о трудовом стаже работников вносятся в дубликаты на основании акта об установлении трудового стажа. В остальных случаях, не указанных в п. 34 Правил, учитывая, что разъяснений по этому вопросу нет, процедура оформления дубликата трудовой книжки может производиться в порядке, установленном для ситуации, когда трудовая книжка утрачена по вине работника.
Таким образом, работник, трудовая книжка которого была утеряна по вине работодателя, должен написать заявление о выдаче дубликата трудовой книжки. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее чем через 15 дней после того, как последний подал заявление. Для оформления дубликата работник должен собрать документы, подтверждающие факт его трудовой деятельности в других организациях.
Постановление Минтруда России от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» в п. 7.2 закрепляет обязанность работодателя оказать содействие работнику в получении документов, подтверждающих стаж его работы, предшествующий поступлению на работу к данному работодателю. Таким образом, восстановление трудовой книжки, утерянной по вине работодателя, производится в соответствии с порядком, установленным для восстановления утраченной трудовой книжки по вине работника.
 
Я.В.Просветова
ООО «КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
27.11.2013