Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Каков порядок отражения в налоговом учете расходов на ребрендинг в организации?
30.10.2020

Каков порядок отражения в налоговом учете расходов на ребрендинг в организации?

Каков порядок отражения в налоговом учете расходов на ребрендинг в организации?
 
Ребрендинг — это комплекс мероприятий, связанных с изменением бренда, логотипа, товарного знака. Расходы, связанные с ребрендингом, учитываются на основании соответствующих статей НК РФ, в частности, расходы, возникающие в процессе ребрендинга и связанные с созданием (приобретением) нематериальных активов, учитываются посредством амортизации.
Ребрендинг (изменение бренда) как маркетинговая стратегия со стороны юридического лица направлен на привлечение внимания новых клиентов, повышение лояльности существующих, увеличение целевой аудитории бренда.
Фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения относятся к средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (пп. 13, 14, 16 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Средства индивидуализации приравнены к результатам интеллектуальной деятельности.
Изменение юридическим лицом средств индивидуализации, включающее в себя, например, изменение фирменного наименования и (или) товарного знака, может быть квалифицировано как ребрендинг.
Так, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет (п. 1 ст. 1474 ГК РФ).
Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право на товарный знак. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован (п. п. 1, 2 ст. 1484 ГК РФ).
Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями. Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет (п. 1 ст. 1538, п. 1 ст. 1539 ГК РФ).
Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания определяется ст. ст. 1476, 1541 ГК РФ.
Результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб., которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода, признаются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) (п. 3 ст. 257 НК РФ).
К нематериальным активам относится в том числе исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование (пп. 4 п. 3 ст. 257 НК РФ).
Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака) (п. 3 ст. 257 НК РФ). При этом возможность изменения первоначальной стоимости нематериального актива после начала его амортизации гл. 25 НК РФ не предусмотрена (см., например, Письмо Минфина России от 04.02.2016 N 03-03-06/1/5716).
Следовательно, расходы на ребрендинг в виде, в частности, расходов на создание (приобретение) нового товарного знака в налоговом учете будут формировать объект НМА и погашаться посредством начисления амортизации.
В связи с ребрендингом организация может прекратить использование прежнего товарного знака и списать его с учета. Расходы на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, учитываются в составе внереализационных расходов (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло его списание (п. 5 ст. 259.1 НК РФ).
На практике встречаются ситуации, когда ребрендинг заключается в изменении фирменного стиля (при отсутствии товарного знака). В случае осуществления расходов на приобретение у третьих лиц услуг, включающих, в частности, разработку и (или) изготовление логотипа, бланков, шрифтов, такие расходы могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 41, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Так, на основании пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ к таким расходам относятся расходы на консультационные и иные аналогичные услуги по разработке логотипа и порядка его применения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 N 09АП-2937/2009-АК).
Также в связи с ребрендингом организация может приобрести новые вывески, реконструировать офисные здания, что приведет к приобретению (созданию) основного средства или к изменению первоначальной стоимости основного средства, тем самым расходы будут учитываться посредством начисления амортизации (ст. ст. 256, 257 НК РФ).
В случае изменения интерьера офиса в стилистике нового товарного знака расходы на проведение соответствующего косметического ремонта могут быть учтены в качестве расходов на ремонт основных средств и иного имущества (ст. 260 НК РФ).
В то же время затраты, произведенные в процессе ребрендинга, можно отнести к рекламным, в частности, если (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ):
изготавливается световая наружная реклама, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
осуществляется изготовление рекламных брошюр и каталогов, рекламных буклетов и листовок, содержащих информацию о новом товарном знаке.
Расходы на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым, относятся к материальным расходам (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Расходы на приобретение или изготовление организацией новой форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации, могут учитываться в порядке п. 5 ч. 2 ст. 255 НК РФ при соблюдении условий, предусмотренных ст. 255 НК РФ.
При этом все расходы, понесенные в результате ребрендинга, учитываются при условии их соответствия критериям ст. 252 НК РФ об экономической обоснованности и документальной подтвержденности.
Таким образом, сопутствующие расходы, связанные с ребрендингом, учитываются на основании соответствующих статей НК РФ (Письмо Минфина России от 25.03.2011 N 03-03-06/2/47).
 

С.В. Разгулина,
действительного
государственного советника
Российской Федерации
3 класса