Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » ИП размещает офис в нежилых помещениях, смежных с помещениями ОАО. Виды деятельности ИП: "Офис" + "Косметологические и парикмахерские услуги". В результате деятельности у ИП образуются отходы. У ИП заключен договор на их регулярные вывоз и размещение. Иных отходов не производится, действий по их утилизации не предпринимается. Обязаны ли ИП и ОАО классифицировать и паспортизировать отходы? Каковы санкции за неисполнение и просрочку?
21.10.2020

ИП размещает офис в нежилых помещениях, смежных с помещениями ОАО. Виды деятельности ИП: «Офис» + «Косметологические и парикмахерские услуги». В результате деятельности у ИП образуются отходы. У ИП заключен договор на их регулярные вывоз и размещение. Иных отходов не производится, действий по их утилизации не предпринимается. Обязаны ли ИП и ОАО классифицировать и паспортизировать отходы? Каковы санкции за неисполнение и просрочку?

Вопрос: Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в г. Санкт-Петербурге, размещает свой офис в нежилых помещениях, смежных с помещениями, принадлежащими ОАО. Виды деятельности индивидуального предпринимателя: «Офис» + «Косметологические и парикмахерские услуги». В результате такой деятельности у индивидуального предпринимателя образуются отходы. У индивидуального предпринимателя заключен договор на их регулярные вывоз и размещение. Иных отходов не производится, действий по их утилизации не предпринимается.
Обязаны ли индивидуальный предприниматель и ОАО классифицировать и паспортизировать отходы? Если да, то каковы санкции за неисполнение и просрочку?
 
Ответ: Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности, обязаны классифицировать и паспортизировать данные отходы, а также представлять отчетность по форме N 2-ТП (отходы) (утв. Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»). За отсутствие классификации, паспортизации и непредставление статистической отчетности индивидуальный предприниматель и юридическое лицо подлежат привлечению к административной ответственности, предусмотренной ст. ст. 8.2 и 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 
Обоснование: Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Статьей 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными Министерством природных ресурсов РФ, на пять классов опасности:
I класс — чрезвычайно опасные отходы;
II класс — высокоопасные отходы;
III класс — умеренно опасные отходы;
IV класс — малоопасные отходы;
V класс — практически неопасные отходы.
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ на отходы I — IV классов опасности должен быть составлен паспорт.
Паспорт отходов I — IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов территориальными органами Ростехнадзора на основании материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды (п. п. 2.4 и 2.7 Приложения к Приказу Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов»).
Согласно Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной Приказом МПР России от 02.12.2002 N 785, паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов. Тринадцатая цифра кода используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 — класс опасности не установлен, 1 — I класс опасности, 2 — II класс опасности, 3 — III класс опасности, 4 — IV класс опасности, 5 — V класс опасности).
Данный каталог, в частности, включает в себя «Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» — 91200400 01 00 4.
То есть бытовой офисный мусор некрупногабаритный будет относиться к IV классу опасности, следовательно, он подпадает под те классы отходов, на которые должен быть составлен паспорт.
Также необходимо обратить внимание, что в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц может образовываться не только бытовой мусор, но и иной мусор, предусмотренный в классификационном каталоге отходов (например отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами или отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами).
Форма паспорта опасного отхода заполняется отдельно на каждый вид отходов.
За невыполнение обязанности по составлению паспорта на образующиеся отходы I — IV классов опасности и организация, и индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности. Статья 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусматривает наложение административного штрафа:
на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
на индивидуальных предпринимателей — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(См., например, Постановление ФАС Московского округа от 30.08.2012 по делу N А41-9712/12.)
На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок), который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
Пунктом 4 Порядка закреплено, что учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов учет ведется на основании следующих источников:
технической и технологической документации;
бухгалтерской документации;
актов приема-передачи;
договоров.
На основании п. 5 Порядка учету подлежат все виды отходов I — V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и (или) электронном виде по прилагаемому образцу к Порядку.
Как следует из данного документа, рассматриваемую форму N 2-ТП (отходы) представляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее — респонденты).
Заполненные формы представляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения не позднее 1 февраля.
При этом отчет по форме N 2-ТП (отходы) составляется на основании данных учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов паспортов отходов I — IV классов опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.
Как отмечено в Решении Свердловского областного суда от 30.01.2012 N 72-51/2012, непредставление или несвоевременное представление в уполномоченный территориальный орган Росприроднадзора сведений по форме N 2-ТП (отходы) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей;
на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное. То есть к индивидуальному предпринимателю будет применен штраф, предусмотренный ст. 8.5 КоАП РФ, в размере от одной до двух тысяч рублей.
 
Ю.М.Костюченко
Первый Дом Консалтинга «Что делать Консалт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
06.12.2013