Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вправе ли комиссия по осуществлению закупок с 01.01.2014 проверять участника закупки на соответствие требованию об отсутствии судимости? Если вправе, то каким образом такая проверка может быть осуществлена, учитывая, что представление персональных данных, связанных с наличием (отсутствием) судимости, осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных?
21.10.2020

Вправе ли комиссия по осуществлению закупок с 01.01.2014 проверять участника закупки на соответствие требованию об отсутствии судимости? Если вправе, то каким образом такая проверка может быть осуществлена, учитывая, что представление персональных данных, связанных с наличием (отсутствием) судимости, осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных?

Вопрос: Вправе ли комиссия по осуществлению закупок с 01.01.2014 проверять участника закупки на соответствие требованию об отсутствии судимости (п. 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)? Если вправе, то каким образом такая проверка может быть осуществлена, учитывая, что представление персональных данных, связанных с наличием (отсутствием) судимости, осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных?
 
Ответ: Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять участника закупки на соответствие требованию об отсутствии судимости (ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ)). Законодательно установленный механизм реализации права проведения проверки участника закупки отсутствует. Законодателем предусмотрено субъективное право, а не обязанность комиссии запрашивать такие сведения. Однако в документации о закупке заказчик вправе установить требование о декларировании участником закупки факта отсутствия у него судимости.
 
Обоснование: На основании п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята).
Согласно ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ комиссия вправе проверять соответствие участника размещения заказа установленным требованиям, в том числе в части п. 7 ч. 1. ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством РФ в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Однако данная норма представляется практически нереализуемой. Для ее реализации необходимы сведения о персональном составе организации:
— руководителе;
— всех членах коллегиального исполнительного органа;
— главном бухгалтере.
Сведениями о судимости обладает федеральное казенное учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел РФ».
В соответствии с п. 2.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121, такие сведения выдаются в том числе по заявлению государственных или муниципальных органов, имеющих право на обработку персональных данных о судимости в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством РФ, такими полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с другими органами исполнительной власти при предоставлении государственных услуг.
В связи с этим представляется, что комиссия конкретного заказчика не является лицом, которое вправе получить такую справку.
Пока механизм реализации таких запросов отсутствует, законодателем предусмотрено субъективное право комиссии, а не обязанность запрашивать такие сведения.
Однако в документации о закупке заказчик вправе установить требование о наличии в заявке участника закупки графы, где необходимо поставить отметку об отсутствии у такого участника закупки судимости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Основанием этого права служит:
в электронном аукционе:
ч. 3 ст. 64 Закона N 44-ФЗ — документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ в составе второй части заявки на электронный аукцион представляется декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. п. 3 — 8 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, то есть в том числе сведения об отсутствии судимости;
в конкурсе:
пп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что в состав заявки на участие в открытом конкурсе также включается декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с п. п. 3 — 8 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
в запросе предложений:
п. 3 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ устанавливает требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений, и инструкцию по их заполнению;
в запросе котировок:
п. 2 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ предусматривает установление заказчиком формы заявки на участие в запросе котировок.
На сегодняшний день это единственная предусмотренная законом возможность установить соответствие участника закупки требованиям п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
 
С.В.Матковский
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
12.12.2013