Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » 01.03.2012 работник уволился из организации по собственной инициативе, а 28.10.2012 обратился в госинспекцию труда с заявлением об обязании бывшего работодателя выплатить ему за период работы в организации районный коэффициент к зарплате. В результате проверки госинспекция труда 15.02.2013 выдала работодателю предписание об устранении нарушения. Законны ли действия госинспектора труда?
21.10.2020

01.03.2012 работник уволился из организации по собственной инициативе, а 28.10.2012 обратился в госинспекцию труда с заявлением об обязании бывшего работодателя выплатить ему за период работы в организации районный коэффициент к зарплате. В результате проверки госинспекция труда 15.02.2013 выдала работодателю предписание об устранении нарушения. Законны ли действия госинспектора труда?

Вопрос: 1 марта 2012 г. работник уволился из организации по собственной инициативе (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). В тот же день ему была выдана трудовая книжка и произведен окончательный расчет. 28 октября 2012 г. бывший работник обратился в государственную инспекцию труда с заявлением об обязании бывшего работодателя выплатить ему за период работы в организации районный коэффициент к заработной плате. По заявлению работника государственная инспекция труда провела проверку и 15 февраля 2013 г. выдала работодателю предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выразившихся в невыплате работнику за период работы в организации районного коэффициента к заработной плате.
Законны ли действия государственного инспектора труда?
 
Ответ: Предписания по трудовым спорам государственный инспектор труда выдает с целью защиты нарушенного права работника. Для защиты этого права самим работником ст. 392 Трудового кодекса РФ установлен трехмесячный срок. Таким образом, действуя в интересах работника, инспектор труда так же, как и сам работник, должен соблюдать установленные сроки для рассмотрения трудового спора. Предписание выдано по истечении установленного ТК РФ трехмесячного срока, следовательно, действия государственного инспектора являются незаконными.
 
Обоснование: Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В силу ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).
Предписания по трудовым спорам инспектор труда выдает с целью защиты нарушенного права работника.
Вопрос о выплате заработной платы с учетом районного коэффициента, в силу ст. 391 ТК РФ, является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению непосредственно в суде.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ст. 392 ТК РФ). Таким образом, действуя в интересах работника, инспектор труда так же, как и сам работник, должен соблюдать установленные для рассмотрения трудового спора сроки.
Предписание выдано 15 февраля 2013 г., то есть по истечении установленного ТК РФ трехмесячного срока, в течение которого работник имел возможность обратиться в суд за разрешением спора о взыскании заработной платы.
Трудовые отношения между сторонами прекращены 1 марта 2012 г. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет (ст. 80 ТК РФ), что и было выполнено работодателем. С заявлением в государственную инспекцию труда работник обратился 28 октября 2012 г.; предписание было выдано работодателю 15 февраля 2013 г. — за пределами установленного ст. 392 ТК РФ срока, что свидетельствует о незаконности данного предписания. Аналогичный вывод по схожему делу содержится в Определении Московского областного суда от 18.10.2011 по делу N 33-20834.
На допустимость проведения аналогии при рассмотрении подобных споров указано и в Определении Санкт-Петербургского городского суда от 23.09.2013 N 33-14146/13, в котором отмечается, что обязательным для исполнения работодателем является предписание, выданное государственным инспектором труда на основании обращения работника, имевшего место в пределах срока разрешения индивидуального трудового спора, в течение которого работник имеет право обратиться за восстановлением нарушенных трудовых прав.
Следует отметить, что в части необходимости соблюдения государственной инспекцией труда трехмесячного срока, установленного ст. 392 ТК РФ, имеется и иная судебная практика, согласно которой то, что заявление в инспекцию подано работником в рамках установленного ст. 392 ТК РФ срока, а инспекция провела проверку за пределами указанного срока, не должно умалять прав работника. То, что заявление, поданное работником, было рассмотрено государственной инспекцией труда за пределами трехмесячного срока, не может служить основанием для признания результатов проведенной проверки недействительными, поскольку течение указанного срока не зависит от волеизъявления гражданина, а превышение государственной инспекцией труда установленных сроков рассмотрения заявлений граждан, в соответствии с положениям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не является основанием для признания результатов проведенной проверки недействительными (см., например, Определение Московского городского суда от 02.06.2011 по делу N 33-16882).
 
А.Б.Иванов
Общероссийское отраслевое
объединение работодателей
«Союз работодателей атомной
промышленности, энергетики и науки России»
17.12.2013