Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Согласно новым правилам за I полугодие 2013 г. в форму-4 ФСС страхователи должны внести сведения об аттестации рабочих мест. В организации, созданной в 2012 г., четыре работника: два рабочих офисных места (руководитель и главный бухгалтер) и два водителя грузовых транспортных средств. Как организации заполнить таблицу N 10 формы-4 ФСС за шесть месяцев 2013 г., если аттестация рабочих мест ею не проводилась (ни в I полугодии 2013 г., ни ранее)? Может ли организация быть привлечена к административной ответственности в указанной ситуации?
19.10.2020

Согласно новым правилам за I полугодие 2013 г. в форму-4 ФСС страхователи должны внести сведения об аттестации рабочих мест. В организации, созданной в 2012 г., четыре работника: два рабочих офисных места (руководитель и главный бухгалтер) и два водителя грузовых транспортных средств. Как организации заполнить таблицу N 10 формы-4 ФСС за шесть месяцев 2013 г., если аттестация рабочих мест ею не проводилась (ни в I полугодии 2013 г., ни ранее)? Может ли организация быть привлечена к административной ответственности в указанной ситуации?

Вопрос: Согласно новым правилам за I полугодие 2013 г. в форму-4 ФСС страхователи должны внести сведения об аттестации рабочих мест. В организации, созданной в 2012 г., четыре работника: два рабочих офисных места (руководитель и главный бухгалтер) и два водителя грузовых транспортных средств. Как организации заполнить таблицу N 10 формы-4 ФСС за шесть месяцев 2013 г., если аттестация рабочих мест ею не проводилась (ни в I полугодии 2013 г., ни ранее)? Может ли организация быть привлечена к административной ответственности в указанной ситуации?
 
Ответ: Организации, созданной в 2012 г. и имеющей четырех работников (руководителя, главного бухгалтера и двух водителей грузовых транспортных средств), в которой аттестация рабочих мест не проводилась (ни в I полугодии 2013 г., ни ранее), следует в таблице N 10 формы-4 ФСС за шесть месяцев 2013 г. в графе 3 строки 1 указать количество рабочих мест — «4», а в графах 4 — 6 строки 1 — «0». Организация может быть привлечена к административной ответственности в указанной ситуации по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 
Обоснование: На основании ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Исходя из ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Следовательно, непроведение аттестации рабочих мест является нарушением трудового законодательства.
В соответствии с п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (зарегистрирован в Минюсте России 09.06.2011 N 20963) (далее — Порядок), аттестации подлежат рабочие места работодателя (за исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства), в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее — вновь организованные рабочие места (вновь организованное рабочее место должно быть определено в структуре организации соответствующей исполнительной технической документацией и локальными нормативными актами работодателя (акт приемки, штатное расписание, технологические инструкции, рабочие инструкции и другие документы)), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:
работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
Данные правила действуют с момента вступления в силу Приложения к Приказу Минтруда России от 12.12.2012 N 590н, которым п. 4 Порядка изложен в новой редакции, — с 26.02.2013.
До указанной даты п. 4 Порядка предусматривал, что аттестации подлежат все рабочие места работодателя.
При представлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения начиная с I полугодия 2013 г. применяется Приказ Минтруда России от 19.03.2013 N 107н, которым утверждена новая форма-4 ФСС.
Раздел 2 данной формы содержит таблицу 10 «Сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года».
Как следует из п. 30.1 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС), утвержденного тем же Приказом, при заполнении таблицы 10 по строке 1 в графах 3 — 6 указываются данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих аттестации, о количестве рабочих мест, аттестованных по условиям труда, в том числе отнесенных к вредным и опасным классам условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, а именно к 3-м и 4-м классам условий труда, содержащиеся в сводной ведомости результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен Приложением N 6 к Порядку, с изменениями, внесенными Приложением к Приказу Минтруда России N 590н (зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2013 N 26881), составляемой по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда по состоянию на начало года с учетом того, что согласно п. 8 Порядка каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, в указанной ситуации в графе 3 строки 1 необходимо указать количество рабочих мест — «4» (общее количество рабочих мест, которые подлежали аттестации по состоянию на 1 января 2013 г.), а в графах 4 — 6 строки 1 — «0».
Административная ответственность за нарушение трудового законодательства установлена ст. 5.27 КоАП РФ.
Часть 1 данной статьи устанавливает, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
 
Ю.К.Борисов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
26.08.2013