Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Российская организация создала второе обособленное подразделение на территории одного субъекта РФ. Организация является плательщиком налога на прибыль. Правомерно ли привлечение организации к ответственности в связи с неисполнением обязанности по уведомлению налогового органа в установленный срок о выборе обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога на прибыль, если нарушение срока произошло по причине того, что до получения уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения нового обособленного подразделения с присвоенным кодом КПП у общества отсутствовала возможность представить уведомление, которое предполагает указание КПП обособленного подразделения как обязательного реквизита?
19.10.2020

Российская организация создала второе обособленное подразделение на территории одного субъекта РФ. Организация является плательщиком налога на прибыль. Правомерно ли привлечение организации к ответственности в связи с неисполнением обязанности по уведомлению налогового органа в установленный срок о выборе обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога на прибыль, если нарушение срока произошло по причине того, что до получения уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения нового обособленного подразделения с присвоенным кодом КПП у общества отсутствовала возможность представить уведомление, которое предполагает указание КПП обособленного подразделения как обязательного реквизита?

Вопрос: Российской организацией создано второе обособленное подразделение на территории одного субъекта Российской Федерации. Организация является плательщиком налога на прибыль. Уведомление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения с указанием КПП обособленного подразделения получено организацией позднее установленного п. 2 ст. 288 НК РФ срока представления уведомления о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации.
Правомерно ли привлечение организации к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в связи с неисполнением обязанности по уведомлению налогового органа в установленный п. 2 ст. 288 НК РФ срок о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога на прибыль организаций, если нарушение срока произошло по причине того, что до получения уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения нового обособленного подразделения с присвоенным кодом КПП у общества отсутствовала возможность представить указанное уведомление, которое предполагает указание КПП обособленного подразделения как обязательного реквизита?
 
Ответ: Сложившаяся арбитражная практика исходит из того, что неполучение уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения нового обособленного подразделения с присвоенным кодом КПП не освобождает организацию-налогоплательщика от обязанности представить в налоговый орган в установленные абз. 7 п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ сроки уведомление о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога на прибыль. Соответственно, привлечение в рассматриваемой ситуации организации к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ является правомерным.
 
Обоснование: Пунктом 1 ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ, в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
В соответствии с п. 1 ст. 288 НК РФ налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.
Абзацем 2 п. 2 ст. 288 НК РФ предусмотрено, что если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.
Таким образом, налогоплательщик вправе не производить распределение прибыли по каждому обособленному подразделению, находящемуся на территории одного субъекта Российской Федерации, выбрав из них одно обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации.
Если же организация и все ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта РФ, то налогоплательщик вправе уплатить налог на прибыль в бюджет этого субъекта РФ за все свои обособленные подразделения через головную организацию.
Абзацем 7 п. 2 ст. 288 НК РФ установлено, что в случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомлять налоговые органы на территории того субъекта Российской Федерации, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации.
Отчетными периодами по налогу на прибыль организаций в соответствии с п. 2 ст. 285 НК РФ признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. В соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
Таким образом, положения абз. 7 п. 2 ст. 288 НК РФ однозначно предусматривают обязанность представления налогоплательщиками соответствующих уведомлений в течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода, в течение которого было создано новое обособленное подразделение.
Рекомендуемые типовые формы соответствующих уведомлений приведены в Приложениях N N 1, 2 к Письму ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986. В Приложении N 3 к этому Письму приведена схема представления в налоговые органы уведомлений, приведенных в Приложениях N N 1 и 2. В числе обязательных реквизитов, предусмотренных данными типовыми формами, указан также код причины постановки на налоговый учет (КПП) обособленных подразделений.
Согласно названному Письму ФНС России в целях идентификации налогоплательщика и его обособленных подразделений уведомления должны содержать полное наименование организации в соответствии с учредительными документами, ИНН/КПП по месту нахождения организации, полное наименование обособленных подразделений (при наличии), адреса мест нахождения обособленных подразделений, КПП, присвоенные налогоплательщику налоговыми органами по месту нахождения обособленных подразделений, наименование и код субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся обособленные подразделения. Также должна быть указана причина, по которой уведомление представляется в налоговый орган.
Таким образом, отсутствие в уведомлении КПП вновь созданного обособленного подразделения является нарушением установленной формы.
Вместе с тем налоговое законодательство не предусматривает каких-либо последствий представления налогоплательщиком указанных уведомлений с нарушением установленной формы, с отсутствием обязательных реквизитов.
Сложившаяся арбитражная практика исходит из того, что неполучение уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения нового обособленного подразделения с присвоенным кодом КПП не освобождает организацию-налогоплательщика от обязанности представить в налоговый орган в установленные абз. 7 п. 2 ст. 288 НК РФ сроки уведомление о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога на прибыль. Имеющихся сведений о наименовании и адресе местонахождения достаточно для идентификации обособленного подразделения без указания КПП.
Соответственно, привлечение в рассматриваемой ситуации организации к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ признается судьями правомерным.
Так, например, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.05.2013 по делу N А19-13876/2012 судьи пришли к выводу о неисполнении обществом обязанности по уведомлению инспекции в установленный положениями п. 2 ст. 288 НК РФ срок о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации и, как следствие, о наличии правовых оснований для привлечения общества к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ.
Ссылки общества на необходимость указания в уведомлении КПП вновь созданного обособленного подразделения были отклонены судом, поскольку положениями законодательства о налогах и сборах исполнение предусмотренной п. 2 ст. 288 НК РФ обязанности налогоплательщика не ставится в зависимость от факта присвоения данному обособленному подразделению кода причины постановки на налоговый учет, так как для идентификации последнего достаточно указания его наименования и адреса при отсутствии иных обособленных подразделений с соответствующими индивидуальными признаками. Поскольку общество являлось плательщиком налога на прибыль организаций, отсутствие факта постановки его обособленного подразделения на учет в качестве налогоплательщика не должно препятствовать исполнению его обязанности как по уплате данного налога, так и по представлению в инспекцию уведомления.
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.04.2013 по делу N А19-13873/2012 судьи также признали правомерным привлечение общества к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление уведомления об уплате налога на прибыль по обособленному подразделению. Ссылка общества на отсутствие у него сведений о КПП созданного подразделения, что лишило его возможности своевременно представить уведомление по установленной форме, согласно которой КПП обязателен к указанию, была отклонена судом, поскольку в силу прямого указания на то в Письме ФНС России приведенные в Приложении к данному Письму формы уведомлений N N 1 и 2 являются рекомендованными. Следовательно, в случае отсутствия сведений о КПП создаваемого подразделения общество не было лишено возможности уведомить налоговую инспекцию о переходе на новый порядок уплаты налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации, поскольку сведения о наименовании, адресе местонахождения обществу известны. Иных обособленных подразделений с указанными индивидуальными признаками (наименованием, адресом) у налогоплательщика нет.
Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 по делу N А19-13875/2012, от 21.02.2013 по делу N А19-13876/2012, от 30.01.2013 по делу N А19-13873/2012.
 
М.И.Дедусова
ООО «Юридическая компания
«Налоговая помощь»
26.08.2013