Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Индивидуальный предприниматель изменил место жительства, новый адрес его места жительства расположен на территории, администрируемой другим налоговым органом. После получения от территориального органа ФМС России сведений о регистрации предпринимателя по новому месту жительства и до внесения соответствующих измененных сведений в ЕГРИП налоговым органом по прежнему адресу проживания принято решение о назначении выездной налоговой проверки предпринимателя. Правомерны ли действия инспекции по проведению в отношении индивидуального предпринимателя выездной налоговой проверки после перемены им места жительства и снятия с регистрационного учета по прежнему адресу проживания?
19.10.2020

Индивидуальный предприниматель изменил место жительства, новый адрес его места жительства расположен на территории, администрируемой другим налоговым органом. После получения от территориального органа ФМС России сведений о регистрации предпринимателя по новому месту жительства и до внесения соответствующих измененных сведений в ЕГРИП налоговым органом по прежнему адресу проживания принято решение о назначении выездной налоговой проверки предпринимателя. Правомерны ли действия инспекции по проведению в отношении индивидуального предпринимателя выездной налоговой проверки после перемены им места жительства и снятия с регистрационного учета по прежнему адресу проживания?

Вопрос: Индивидуальный предприниматель изменил место жительства, новый адрес его места жительства расположен на территории, администрируемой другим налоговым органом. После получения от территориального органа ФМС России сведений о регистрации предпринимателя по новому месту жительства и до внесения соответствующих измененных сведений в ЕГРИП налоговым органом по прежнему адресу проживания принято решение о назначении выездной налоговой проверки предпринимателя. Правомерны ли действия инспекции по проведению в отношении индивидуального предпринимателя выездной налоговой проверки после перемены им места жительства и снятия с регистрационного учета по прежнему адресу проживания?
 
Ответ: Исходя из позиции Минфина России действия налогового органа по проведению в отношении индивидуального предпринимателя выездной налоговой проверки после получения от территориального органа ФМС России сведений о регистрации предпринимателя по новому месту жительства и до внесения соответствующих измененных сведений в ЕГРИП являются правомерными. Однако не исключена иная позиция арбитражных судов по данному вопросу.
 
Обоснование: Согласно пп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Пунктом 3 ст. 83 НК РФ предусмотрено, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Согласно п. 4 ст. 22.2 Федерального закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в ЕГРИП соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
Местом жительства согласно пп. «д» п. 2 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ, а также абз. 16 п. 2 ст. 11 НК РФ считается адрес — наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, — по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (далее — Правила N 713).
Согласно п. 18 Правил N 713 регистрация граждан по месту жительства производится путем проставления соответствующей отметки в их паспортах.
В силу абз. 5 п. 4 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ в случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня их получения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено самостоятельное внесение регистрирующим органом измененных сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В силу п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации указанных лиц.
Согласно п. 11 ст. 85 НК РФ органы, указанные в п. 3 ст. 85 НК РФ, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме.
Формат файлов информации, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства в соответствии с п. 3 ст. 85 НК РФ, утвержден Приказом ФНС России от 12.04.2006 N САЭ-3-13/224@ (Приложение N 2).
Пунктом 4 ст. 84 НК РФ установлено, что в случае изменения места жительства физического лица снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором физическое лицо состояло на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по месту его жительства на основании сведений, содержащихся, соответственно, в ЕГРИП.
Постановка на учет в налоговом органе по новому месту жительства физического лица осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа, соответственно, по прежнему месту жительства физического лица.
Снятие с учета в налоговом органе физического лица может также осуществляться этим налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.
Пунктом 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 (далее — Правила N 110), предусмотрено, что внесение изменений в сведения об индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в реестре, а также снятие с учета при изменении места жительства индивидуального предпринимателя осуществляются на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи соответствующих государственных реестров.
Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по новому месту жительства осуществляется на основании сведений, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства.
Датой постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства, изменения сведений в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры.
В соответствии с п. 3 ст. 9, п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба России), и его территориальные органы.
Согласно абз. 4 п. 5 Правил N 110 индивидуальным предпринимателям, изменившим место жительства, налоговый орган которых по новому месту жительства не совпадает с прежним налоговым органом, документ, подтверждающий постановку физического лица на учет, выдается (направляется) налоговым органом по новому месту жительства не позднее 5 дней с даты внесения соответствующей записи в ЕГРИП.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минфина России от 14.03.2012 N 03-02-08/21, датой государственной регистрации изменения физическим лицом — индивидуальным предпринимателем места жительства является дата внесения регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРИП. Указанная дата является и датой постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе по новому месту жительства.
Согласно Письмам Минфина России от 19.06.2012 N 03-02-08/53, от 15.06.2012 N 03-02-08/51, п. 10 Письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 в случае изменения места жительства физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, до момента внесения записи в ЕГРИП о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства этот индивидуальный предприниматель состоит на учете в указанном налоговом органе. Следовательно, решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении указанного лица выносит налоговый орган по прежнему месту его жительства.
Данный вывод обосновывается ссылкой на позицию ВАС РФ, отраженную в Определении от 09.04.2012 N ВАС-3753/12, согласно которой до момента внесения записи в ЕГРИП о снятии предпринимателя с учета по прежнему месту жительства налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе по данному месту жительства и этот налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика.
При этом направление инспекцией решения на проведение выездной налоговой проверки по прежнему адресу предпринимателя признается надлежащим уведомлением (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 N 15АП-985/2013 по делу N А53-24513/2012).
Однако следует отметить, что в арбитражной практике встречается и противоположная точка зрения. По мнению ряда арбитражных судов, после того, как налоговыми органами получена информация об изменении места жительства индивидуального предпринимателя, инспекция по прежнему адресу предпринимателя не вправе выносить решение о проведении в отношении его выездной налоговой проверки.
Принятие налоговым органом, располагающим сведениями об изменении места жительства и адреса места регистрации индивидуального предпринимателя и, соответственно, об изменении места постановки его на налоговый учет, решения о проведении выездной налоговой проверки и проведение проверочных мероприятий не по месту нахождения налогоплательщика расцениваются судьями в качестве нарушения положений налогового законодательства, регулирующих порядок принятия решения о проведении выездной налоговой проверки и проведения проверки (ст. ст. 89, 93, 100 и 101 НК РФ), что, в свою очередь, является основанием для признания решения, принятого по результатам такой проверки, недействительным на основании п. 14 ст. 101 НК РФ.
С момента регистрации предпринимателя по новому месту жительства инспекция по прежнему месту жительства перестала быть налоговым органом, полномочным вынести решение о проведении выездной налоговой проверки по месту жительства физического лица, как это предусмотрено п. 2 ст. 89 НК РФ.
Из буквального толкования положений п. 2 ст. 89 НК РФ следует, что выездная проверка проводится и решение о проведении проверки принимается руководителем налогового органа именно по месту жительства налогоплательщика — индивидуального предпринимателя. Следовательно, в случае, когда индивидуальный предприниматель изменил место жительства и новый адрес его места жительства расположен на территории, администрируемой другим налоговым органом, только налоговый орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя имеет право проводить в отношении последнего выездную налоговую проверку. НК РФ не предоставляет компетенции по проведению выездной налоговой проверки иному налоговому органу, в том числе тому, в котором налогоплательщик состоял на учете ранее.
Действия налогового органа по проведению в отношении индивидуального предпринимателя выездной налоговой проверки являются незаконными, если на момент принятия налоговым органом решения о проведении в отношении предпринимателя выездной налоговой проверки он уже был зарегистрирован по новому месту жительства.
Данные выводы содержатся, например, в Постановлениях ФАС Центрального округа от 22.05.2012 по делу N А35-8347/2011, от 07.11.2011 по делу N А35-8901/201, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 по делу N А35-8347/2011, от 05.07.2011 по делу N А35-8901/2010, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по делу N А09-5911/2012.
Таким образом, исходя из позиции Минфина России действия налогового органа по прежнему месту жительства индивидуального предпринимателя по проведению в отношении его выездной налоговой проверки являются правомерными, притом что решение о ее проведении принято после получения от территориального органа ФМС России сведений о регистрации предпринимателя по новому месту жительства, но до внесения соответствующих измененных сведений в ЕГРИП. Однако не исключена иная позиция арбитражных судов по данному вопросу.
 
М.И.Дедусова
ООО «Юридическая компания
«Налоговая помощь»
26.08.2013