Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Должен ли территориальный орган ПФР удовлетворить просьбу организации отсылать почтовую корреспонденцию, касающуюся начисления и уплаты страховых взносов, не по юридическому, а по фактическому адресу?
21.10.2020

Должен ли территориальный орган ПФР удовлетворить просьбу организации отсылать почтовую корреспонденцию, касающуюся начисления и уплаты страховых взносов, не по юридическому, а по фактическому адресу?

Вопрос: Организация направила в территориальный орган ПФР письмо, в котором попросила всю почтовую корреспонденцию, касающуюся начисления и уплаты страховых взносов, направлять не по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а по фактическому (то есть где фактически располагается организация).
Должна ли быть удовлетворена просьба организации?
 
Ответ: По нашему мнению, территориальный орган ПФР вправе, но не обязан, удовлетворить просьбу организации о направлении почтовой корреспонденции по фактическому адресу. При этом следует помнить, что организация несет риск последствий неполучения документов, поступивших по ее адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя. Иными словами, направление в территориальный орган ПФР письма с соответствующей просьбой, на наш взгляд, не гарантирует нивелирование рисков, связанных с неполучением документов по юридическому адресу.
 
Обоснование: В рамках контроля за уплатой страховых взносов территориальные органы ПФР должны направлять, в том числе по почте, различные документы (например, ч. 6 ст. 19, ч. 7 ст. 22, ч. 16 ст. 26, ч. 23 ст. 35, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ)).
В соответствии с п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица указывается в учредительных документах юридического лица и определяется местом его государственной регистрации (местонахождением), указанным учредителями в заявлении о государственной регистрации, под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа на момент его регистрации, а в случае его отсутствия — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
При этом таких понятий, как юридический или фактический адрес, законодательство не содержит. Однако из рассматриваемого вопроса следует, что под юридическим адресом в данной ситуации подразумевается адрес, указанный в ЕГРЮЛ, а под фактическим — адрес фактического местонахождения организации.
Заметим, что законодательство РФ о страховых взносах прямо не предусматривает, что территориальные органы ПФР обязаны направлять почтовую корреспонденцию именно по адресу, который указан в ЕГРЮЛ (в отличие, например, от налоговых органов — абз. 2 п. 5 ст. 31 Налогового кодекса РФ).
Кроме этого, судьи полагают, что в некоторых ситуациях (в целях надлежащего вручения документов) территориальные органы ПФР должны направлять документы по известному фактическому адресу (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.11.2012 по делу N А56-13895/2012).
Следовательно, территориальные органы ПФР, на наш взгляд, вправе направлять почтовую корреспонденцию по тому адресу, который не указан в ЕГРЮЛ, если соответствующая просьба поступит от организации — плательщика страховых взносов. По крайней мере, нарушений в этом со стороны территориального органа ПФР, на наш взгляд, не будет.
При этом предлагаем учитывать, что в соответствии с правовой позицией Пленума ВАС РФ, сформулированной в п. 1 Постановления от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики применения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
В связи с этим полагаем, что если по каким-либо причинам территориальный орган ПФР все же направит корреспонденцию по юридическому, а не по фактическому адресу, а организация документы не получит, то это не будет являться основанием, например, для того, чтобы признать действия территориального органа ПФР неправомерными. Это косвенно подтверждается, например, Определением ВАС РФ от 14.10.2013 N ВАС-11209/13 по делу N А78-8059/2012.
В дополнение обратим внимание, что в силу п. 4 ст. 2 Закона N 212-ФЗ обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.
Сообщение об открытии нового подразделения следует направить в адрес подразделений ПФР и ФСС РФ, в которых зарегистрирована организация. Сообщение подается в произвольной форме не позднее месяца со дня создания подразделения (ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, Письмо Минздравсоцразвития России от 09.09.2010 N 2891-19). В случае непредставления сообщения предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ). Предлагаем иметь в виду, что оборудованные по фактическому местонахождению рабочие места в принципе могут обладать признаками обособленного подразделения организации.
 
Д.И.Шофман
ООО «ФондИнфо»
24.12.2013