Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация реализует как лом старое списанное оборудование (электродвигатели, насосы, кабели), содержащее черные и цветные металлы. Вправе ли организация применить льготу по НДС, предусмотренную пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ?
21.10.2020

Организация реализует как лом старое списанное оборудование (электродвигатели, насосы, кабели), содержащее черные и цветные металлы. Вправе ли организация применить льготу по НДС, предусмотренную пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ?

Вопрос: Организация реализует как лом старое списанное оборудование (электродвигатели, насосы, кабели), содержащее черные и цветные металлы. Вправе ли организация применить льготу по НДС, предусмотренную пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ?
 
Ответ: Исходя из сложившейся на сегодняшний день судебной практики применение льготы по НДС, предусмотренной пп. 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, в отношении реализации отработанного и списанного оборудования, не пригодного для дальнейшего использования и содержащего черные и (или) цветные металлы, по нашему мнению, является правомерным.
 
Обоснование: В соответствии с пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.
Указанные операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 149 НК РФ, п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Вместе с тем в соответствии с п. 1 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287, реализация лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства, не подлежит лицензированию. Поскольку НК РФ понятия «лом и отходы черных и цветных металлов» не раскрывает, при применении вышеуказанного освобождения в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ следует руководствоваться положениями иных отраслей законодательства.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что лом и отходы цветных и (или) черных металлов — это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий; отходы производства и потребления — это товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Из изложенного следует, что обязательным условием признания реализуемого имущества ломом и отходами является невозможность его дальнейшего использования по своему прямому назначению. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.04.2012 по делу N А78-8302/2010, ФАС Дальневосточного округа от 06.02.2013 N Ф03-6514/2012 по делу N А51-4975/2012, от 29.10.2012 N Ф03-4714/2012 по делу N А51-21811/2011 (Определением ВАС РФ от 01.02.2013 N ВАС-448/13 отказано в пересмотре дела в порядке надзора)).
При этом судьи считают, что гл. 21 НК РФ не содержит обязательных требований о соответствии реализуемого лома и отходов цветных и (или) черных металлов ГОСТ (Постановления ФАС Уральского округа от 28.09.2012 N Ф09-9187/12 по делу N А47-11752/2011, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 N 18АП-10905/2012 по делу N А47-8869/2012).
Статья 149 НК РФ содержит указания на освобождение от налогообложения реализации лома и отходов черных и цветных металлов безотносительно особенностей такой реализации (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2012 по делу N А56-27487/2011 (Определением ВАС РФ от 15.11.2012 N ВАС-14402/12 отказано в пересмотре дела в порядке надзора)).
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012 N 09АП-6195/2012-АК по делу N А40-82174/11-107-353 судьи пришли к выводу, что общество обоснованно воспользовалось освобождением от налогообложения на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ при реализации списанных основных средств (станков, оборудования и др.), материально-производственных запасов (пластин, сверл и др.), пришедших в негодность.
Как следует из Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2013 по делу N А27-15357/2012, положения пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ применимы к деятельности по реализации отходов лома и цветных металлов, образовавшихся из оборудования, не пригодного для дальнейшего использования в производственном процессе на шахте (контейнера, электродвигателей, насосов, полиспаста, турбонасосов, парашюта), в результате уничтожения, демонтажа, а также в результате аварии.
Таким образом, с учетом приведенной судебной практики применение льготы, предусмотренной пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, в отношении реализации отработанного и списанного оборудования, не пригодного для дальнейшего использования и содержащего черные и (или) цветные металлы, по нашему мнению, является правомерным.
 
М.И.Дедусова
ООО «Юридическая компания
«Налоговая помощь»
25.12.2013