Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка организации, по результатам которой принято решение о привлечении ее к налоговой ответственности. Данное решение было вручено представителю налогоплательщика с нарушением установленного срока. Может ли это обстоятельство послужить основанием для признания решения недействительным?
21.10.2020

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка организации, по результатам которой принято решение о привлечении ее к налоговой ответственности. Данное решение было вручено представителю налогоплательщика с нарушением установленного срока. Может ли это обстоятельство послужить основанием для признания решения недействительным?

Вопрос: Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка организации, по результатам которой принято решение о привлечении ее к налоговой ответственности. Данное решение было вручено представителю налогоплательщика с нарушением установленного срока. Может ли это обстоятельство послужить основанием для признания решения недействительным?
 
Ответ: Принимая во внимание сложившуюся на сегодняшний день арбитражную практику, само по себе нарушение налоговым органом установленных п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ сроков вручения налогоплательщику решения по результатам проверки не является безусловным и достаточным основанием для признания данного решения недействительным.
 
Обоснование: Согласно пп. 9, 10 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право в том числе получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов; требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.
В силу пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.
Пунктом 7 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ указанное решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Таким образом, ненаправление налоговым органом принятого им решения в установленный срок свидетельствует о нарушении налогового законодательства.
Вместе с тем последствия нарушения срока, установленного для направления налоговым органом решения по результатам проверки, налоговым законодательством прямо не предусмотрены.
Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Несвоевременное вручение налогоплательщику решения, принятого по результатам налоговой проверки, прямо не названо в п. 14 ст. 101 НК РФ в числе существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
По мнению арбитражных судов, само по себе нарушение налоговым органом установленных п. 9 ст. 101 НК РФ сроков вручения налогоплательщику решения по результатам проверки не является безусловным и достаточным основанием для признания данного решения незаконным.
Так, Третий арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 11.07.2012 по делу N А33-20679/2011 пришел к выводу, что нарушение инспекцией установленного п. 9 ст. 101 НК РФ срока вручения оспариваемого решения не является основанием для его отмены, поскольку данное нарушение не привело и не могло привести к принятию неправильного решения, не повлекло нарушения прав налогоплательщика. Налогоплательщик получил акт выездной налоговой проверки, налоговый орган обеспечил налогоплательщику условия для реализации права на представление возражений на акт проверки и участие в рассмотрении материалов проверки. Таким образом, налоговым органом соблюдены положения ст. ст. 100, 101 НК РФ, существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки судом не установлены.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 27.06.2011 по делу N А13-9805/2010 отклонил доводы общества о нарушении инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, выразившихся в несвоевременном вручении заявителю копии решения по итогам проведенной выездной налоговой проверки.
Факт того, что решение инспекции вручено обществу с нарушением срока, предусмотренного п. 9 ст. 101 НК РФ, не признан судом в качестве существенного нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки по смыслу п. 14 ст. 101 НК РФ, поскольку срок вручения решения нарушен всего на один день. При этом общество не обосновало, каким образом существенно нарушены его права и законные интересы в связи с нарушением срока вручения оспариваемого решения. В данном случае общество реализовало свое право на защиту в рамках обжалования решения как в вышестоящий налоговый орган, так и в суд. Указанные обществом обстоятельства не препятствовали в реализации данного права.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 01.11.2012 по делу N А77-942/2011 (Определением ВАС РФ от 11.12.2012 N ВАС-16634/12 отказано в пересмотре дела в порядке надзора) отклонил ссылку налогоплательщика на нарушение инспекцией порядка привлечения к налоговой ответственности, а именно: нарушение сроков направления решения инспекции после проведения проверки. Суд исходил из того, что нарушение срока направления налогоплательщику копии решения инспекции не являлось препятствием для подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган, а также заявления об оспаривании решения инспекции в суд. Несвоевременное направление налоговым органом решения не повлекло нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 26.06.2008 по делу N А40-14383/08-128-59 не принял в качестве основания для признания недействительным оспариваемого решения довод налогоплательщика о том, что это решение направлено с нарушением установленного срока. Как указал суд, п. 9 ст. 101 НК РФ установлено, что решение налогового органа об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу, в отношении которого вынесено решение. То есть законодатель связывает последствия пропуска срока на подачу апелляционной жалобы не с датой направления решения налоговым органом, а с датой его получения налогоплательщиком. Следовательно, каких-либо нарушений прав и законных интересов налогоплательщика в данном случае не допущено.
При этом необходимо отметить, что нарушение налоговым органом срока, установленного п. 9 ст. 101 НК РФ для направления налогоплательщику решения, не влияет на порядок исчисления (не может являться основанием для продления) сроков на взыскание в принудительном порядке сумм налогов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам проведенной проверки.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 27.06.2011 по делу N А70-1651/2011 (Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 30.09.2011 по делу N А70-1651/2011 оставлено без изменения) счел возможным применение правовой позиции, изложенной в п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которой пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (ст. 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога. Данное правило, по мнению судей, применяется ко всей процедуре взыскания налогов, сборов, штрафов, в том числе к нарушениям срока направления решения о привлечении к налоговой ответственности.
 
М.И.Дедусова
ООО «Юридическая компания
«Налоговая помощь»
25.12.2013