Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Кто обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду: собственник отходов, передающий их для размещения специализированной организации, или указанная специализированная организация, осуществляющая деятельность по размещению отходов?
21.10.2020

Кто обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду: собственник отходов, передающий их для размещения специализированной организации, или указанная специализированная организация, осуществляющая деятельность по размещению отходов?

Вопрос: Кто обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду: собственник отходов, передающий их для размещения специализированной организации, или указанная специализированная организация, осуществляющая деятельность по размещению отходов?
 
Ответ: По нашему мнению, плату за негативное воздействие на окружающую среду должна вносить специализированная организация, привлеченная для размещения отходов лицом, в деятельности которого образовались отходы, однако во избежание возможных разногласий в договоре со специализированной организацией следует предусмотреть условие о переходе права собственности на отходы и условие о том, что обязанность по уплате платежей возникает у специализированной организации.
 
Обоснование: В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, в котором указано, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в частности за размещение отходов.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ установлено, что размещение отходов — это хранение и захоронение отходов. В то же время Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов — как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
На практике юридические лица и индивидуальные предприниматели чаще всего передают отходы, образовавшиеся в их деятельности, третьим лицам — специализированным организациям для их последующего размещения.
Законодательством прямо не установлено, кто в таких ситуациях является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Как разъяснялось в Письмах Ростехнадзора, в случае если договор, заключенный со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами, предусматривает переход права собственности на отходы или является договором о конечном размещении отходов, обязанность по внесению платы возникает у специализированной организации (Письма от 27.04.2007 N 04-09/455, от 28.10.2008 N 14-07/6011).
В судебной практике существуют различные позиции.
Согласно одной позиции такую плату должен вносить собственник отходов, если отсутствуют доказательства перехода права собственности на отходы (см., например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2008 по делу N А21-6263/2007).
Согласно второй позиции плату должна вносить специализированная организация, привлеченная лицом, в деятельности которого образовались отходы, для их размещения, даже если право собственности на отходы к ней не переходит и договор не предусматривает обязанности по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2011 по делу N А05-3858/2011, Второго арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009 по делу N А17-7058/2008, Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08, Определение ВАС РФ от 18.11.2011 N ВАС-15166/11 по делу N А38-727/2011).
В Постановлении от 05.03.2013 N 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь» Конституционный Суд РФ отметил, что действующее нормативно-правовое регулирование не дает однозначного ответа на вопрос о том, кто является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду — организация, в результате хозяйственной или иной деятельности которой образуются отходы, либо непосредственно осуществляющая их размещение специализированная организация, действующая на основании соответствующей лицензии. При этом суд подчеркнул, что, несмотря на то что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, имея в виду публично-правовую природу данного платежа, должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты допускают решение этого вопроса в рамках договорных отношений.
Конституционный Суд РФ также отметил, что с принятием Постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08, размещенного на сайте ВАС РФ 24.09.2009, практику арбитражных судов по этому вопросу можно считать сложившейся и устойчивой. Хотя суды общей юрисдикции по-прежнему придерживаются позиции, согласно которой, в частности, хранение отходов не посредством их специализированного размещения в специально оборудованных местах не освобождает предприятие от предусмотренной законом обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Если же договором между сторонами не урегулирован вопрос о субъекте платы за негативное воздействие на окружающую среду, то, по мнению Конституционного Суда РФ, в условиях подобной неопределенности в 2009 г. взимание данной платы со специализированной организации было недопустимо, если при заключении договора стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью организации, в результате хозяйственной или иной деятельности которой образовались отходы.
С точки зрения логики законодательства об отходах производства и потребления представляется более правильной позиция, согласно которой обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду должна возлагаться на лицо, непосредственно занимающееся размещением отходов, то есть на специализированную организацию, имеющую соответствующую лицензию.
Таким образом, лицо, в деятельности которого образовались отходы, должно вносить такую плату только в том случае, если оно действительно их размещает. Если лицо не размещает отходов, а лишь передает их для размещения специализированной организации, то закрепление за таким лицом обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду является неоправданным, однако во избежание возможных разногласий в договоре со специализированной организацией следует предусмотреть условие о переходе права собственности на отходы и условие о том, что обязанность по уплате платежей возникает у специализированной организации.
 
Т.Ю.Сковородова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
25.12.2013