Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Как исправить ошибку в документах о подтверждении основного вида деятельности, представленных в ФСС РФ для определения тарифа по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний? Может ли организация быть привлечена к ответственности?
28.10.2020

Как исправить ошибку в документах о подтверждении основного вида деятельности, представленных в ФСС РФ для определения тарифа по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний? Может ли организация быть привлечена к ответственности?

Вопрос: Организация допустила ошибку в документах о подтверждении основного вида деятельности, представленных в территориальный орган ФСС РФ для определения тарифа по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Нужно ли сообщить об ошибке, если:
1) в результате ошибки установлен меньший тариф;
2) ошибка привела к увеличению тарифа?
Как в этих случаях исправить ошибку? Может ли организация быть привлечена к ответственности?
 
Ответ: Страхователю рекомендуется проинформировать территориальный орган ФСС РФ о допущенной ошибке при подтверждении основного вида экономической деятельности, в результате которой установлен неверный страховой тариф, и представить документы, обосновывающие применение надлежащего тарифа страховых взносов.
Статьей 26.12 Закона N 125-ФЗ предусмотрена возможность обращения страхователя с заявлением о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Если в результате ошибки установлен меньший тариф и данное обстоятельство обнаружено страхователем самостоятельно, ему может быть рекомендовано до обращения в территориальный орган ФСС РФ уплатить страховые взносы по надлежащему тарифу, а также соответствующие пени.
В случае установления в ходе проверки страхователя фактов, свидетельствующих об уплате страховых взносов в меньшем размере по причине ненадлежащего установления тарифа страховых взносов вследствие ошибки страхователя, возможно доначисление страховых взносов, начисление пеней, а также привлечение к ответственности.
 
Обоснование: Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний подлежат уплате страхователем исходя из страхового тарифа.
Страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска и определяются в зависимости от основного вида экономической деятельности организации (ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ), п. п. 1, 2, 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (далее — Правила)).
Основной вид деятельности страхователя — юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем (п. 11 Правил).
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее — Порядок).
Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда социального страхования РФ (далее — территориальный орган Фонда) по месту своей регистрации заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по формам согласно Приложениям к Порядку и копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей — субъектов малого предпринимательства) (п. 3 Порядка).
Территориальный орган Фонда в двухнедельный срок с даты представления указанных документов уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя (п. 4 Порядка).
Изменение страхователем в течение текущего года вида экономической деятельности не влечет изменения размера страхового тарифа, установленного на этот год в отношении такого страхователя (абз. 3 п. 6 Правил).
Таким образом, страховой тариф подлежит применению в течение календарного года, на который он установлен. Возможность изменения размера страхового тарифа, установленного страхователю, в течение календарного года приведенными выше нормативными правовыми актами не предусмотрена.
Подтверждение основного вида экономической деятельности носит заявительный характер, и ответственность за правильность его определения при подаче заявления несет страхователь.
В связи с отсутствием нормативно закрепленной возможности изменения установленного страхового тарифа и процедуры такого изменения вне зависимости от того, что причиной его неправильного установления является ошибка страхователя, территориальные органы Фонда отказывают страхователям в его изменении и выдаче нового уведомления.
Учитывая изложенное, если ошибка привела к увеличению тарифа, при наличии выданного уведомления у страхователя возникает обязанность начислять и уплачивать страховые взносы в соответствии с установленным страховым тарифом, несмотря на то что тариф установлен в большем размере.
Пунктами 1.1 и 1.2 ст. 24 Закона N 125-ФЗ предусмотрен порядок представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам формы 4 — ФСС (далее — расчет) в случае обнаружения страхователем недостоверных сведений, а также ошибок в ранее поданных расчетах.
Поскольку ранее представленные расчеты соответствовали выданному страховщиком уведомлению, которое является документом — основанием для начисления страховых взносов по установленному в нем тарифу, формально основания для представления уточненного расчета и уплаты страховых взносов в ином размере, чем установлено уведомлением, у страхователя отсутствуют.
Соответствие основного вида экономической деятельности страхователя заявленному устанавливается территориальными органами Фонда при проведении проверки страхователя.
Так, в случае если страхователь, обнаруживший ошибку при установлении тарифа, примет решение представить уточненный расчет и документы, обосновывающие применение иного тарифа, территориальный орган Фонда проведет камеральную проверку в порядке, предусмотренном ст. 26.15 Закона N 125-ФЗ, в ходе которой может направить страхователю требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения (п. 3 ст. 26.15 Закона N 125-ФЗ).
Страхователь, предоставляющий в территориальный орган страховщика пояснения относительно выявленных ошибок, вправе дополнительно представить выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы (информацию), подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет (п. 4 ст. 26.15 Закона N 125-ФЗ).
Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть предоставленные страхователем пояснения и документы (п. 5 ст. 26.15 Закона N 125-ФЗ).
Если в результате ошибки установлен меньший тариф и данное обстоятельство обнаружено страхователем самостоятельно, ему может быть рекомендовано до обращения в территориальный орган Фонда уплатить страховые взносы по надлежащему тарифу, а также соответствующие пени.
При установлении в процессе проверки фактов, свидетельствующих о нарушении страхователем установленного порядка начисления и уплаты страховых взносов, например, при проведении проверки будет определен в качестве основного вид экономической деятельности, соответствующий большему тарифу, чем тот, который применяется страхователем, у страховщика имеются основания для вынесения решения о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
В связи с этим по результатам проверки возможны доначисление страховых взносов, начисление пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов на основании ст. 26.11 Закона N 125-ФЗ, а также привлечение страхователя к ответственности в виде штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов (в случае умышленного совершения указанных деяний — в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов) в соответствии со ст. 26.29 Закона N 125-ФЗ.
Обращаем внимание, что страхователь не будет подлежать ответственности за совершение правонарушения в случае выполнения предписаний, предусмотренных письменными разъяснениями о порядке исчисления, уплаты страховых взносов, данных ему территориальным органом Фонда, если указанные письменные разъяснения основаны на полной и достоверной информации, предоставленной страхователем (пп. 3 п. 1 ст. 26.25 Закона N 125-ФЗ).
Также сообщение страхователя о самостоятельно обнаруженной им ошибке в территориальный орган Фонда может быть рассмотрено в соответствии со ст. 26.26 Закона N 125-ФЗ в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность за совершение правонарушения при решении вопроса о привлечении страхователя к ответственности.
Кроме того, п. 9 ст. 26.11 Закона N 125-ФЗ установлено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у страхователя в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, данных ему либо неопределенному кругу лиц страховщиком (территориальным органом страховщика).
Имеется судебная практика, когда суды с учетом конкретных обстоятельств дела приходят к выводу, что ошибка страхователя не может являться безусловным основанием для отказа в расчете страховых взносов с использованием иного страхового тарифа и возврате излишне уплаченных страховых взносов (Постановления ФАС Московского округа от 13.02.2014 по делу N А40-49475/13-91-168, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.05.2015 по делу N А51-22663/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 02.09.2015 N 303-КГ15-10066 отказано в передаче указанного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ), Арбитражного суда Московского округа от 05.09.2017 по делу N А41-65955/2016).
Возможность обращения страхователя с заявлением о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы предусмотрена п. 13 ст. 26.12 Закона N 125-ФЗ.
 
Н.Н. Пирогова
Государственное учреждение —
региональное отделение
Фонда социального страхования
Российской Федерации
по Республике Карелия
18.09.2018