Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Правомерно ли компенсировать расходы на жилье без подтверждающих документов при командировках в разном размере в зависимости от должности работников?
28.10.2020

Правомерно ли компенсировать расходы на жилье без подтверждающих документов при командировках в разном размере в зависимости от должности работников?

Вопрос: Не будет ли являться дискриминацией и нарушением трудового законодательства включение в положение о командировках условия о том, что при непредставлении работником документов, подтверждающих расходы на наем жилого помещения, за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации работнику выплачивается компенсация расходов на жилье в зависимости от должности, например: директору и его заместителям — 1 000 руб.; менеджерам — 700 руб.?
 
Ответ: Установление в положении о командировках условия об оплате расходов на наем жилого помещения в командировках в случае отсутствия подтверждающих документов в разных размерах в зависимости от должности работников не является дискриминацией, поскольку трудовым законодательством не предусмотрены порядок выплаты и размеры указанных сумм.
 
Обоснование: В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса РФ служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать ему расходы на проезд; расходы на наем жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (ч. 1 ст. 168 ТК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (ч. 3 ст. 3 ТК РФ).
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации не возникает противоречия требованиям ст. 3 ТК РФ, так как в ТК РФ не предусмотрен конкретный размер рассматриваемых расходов, не содержится запрета на установление разных сумм для разных должностей, а также не установлена обязанность работодателя устанавливать одинаковый размер возмещения при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов на наем жилого помещения в командировке, для всех работников.
Кроме того, судьями в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 N 07АП-2847/08 сделан вывод в отношении суточных: действующее трудовое законодательство РФ не запрещает устанавливать разный размер суточных для разных категорий работников. При этом суд указал, что действующее законодательство содержит примеры дифференцированного установления норм суточных для различных категорий работников (например, Распоряжение Правительства РФ от 03.10.2006 N 1392-р «О выплате суточных в иностранной валюте взамен суточных в рублях гражданскому персоналу пограничных органов Федеральной службы безопасности, осуществляющему заграничное плавание на патрульных судах»).
Также Минтруд России в п. 3 Письма от 14.02.2013 N 14-2-291 указал, что трудовое законодательство не предусматривает обязанности возмещать расходы, связанные со служебными командировками, всем работникам в одинаковом размере.
Учитывая вышесказанное, считаем, что установление в положении о командировке условия, что при непредставлении работником документов, подтверждающих оплату расходов на наем жилого помещения, компенсация расходов за каждый день нахождения в командировке производится работникам разных должностей в разных размерах, не будет являться дискриминацией.
Напомним, что при отсутствии оправдательных документов, подтверждающих оплату расходов на наем жилого помещения во время служебной командировки на территории РФ, объектом обложения НДФЛ являются только суммы, выданные на указанные цели в размере, превышающем 700 руб. за каждый день нахождения в командировке. Такой вывод подтверждается п. 1 ст. 210 и п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ. При этом организация должна исполнять обязанности налогового агента по исчислению, удержанию у командированного лица и уплате в бюджет НДФЛ с доходов в виде указанных сумм на основании п. 1 ст. 226 НК РФ.
 

Региональный информационный центр

28.09.2018