Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » В течение какого времени необходимо пересмотреть инструкцию по охране труда работников, если изменились их условия труда? Какова ответственность, если работодатель не пересмотрит инструкцию в течение года?
28.10.2020

В течение какого времени необходимо пересмотреть инструкцию по охране труда работников, если изменились их условия труда? Какова ответственность, если работодатель не пересмотрит инструкцию в течение года?

Вопрос: В течение какого времени необходимо пересмотреть инструкцию по охране труда работников, если изменились их условия труда? Какова ответственность, если работодатель не пересмотрит инструкцию в течение года?
 
Ответ: Действующим законодательством не установлено, в течение какого срока должны быть пересмотрены инструкции по охране труда для работников при изменении условий труда. Однако, если работодатель не следит за обновлением инструкций по охране труда работников, в том числе не пересматривает их в течение года со дня изменения условий труда, полагаем, существует риск привлечения к административной ответственности.
 
Обоснование: В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить ознакомление работников с требованиями охраны труда, разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников (абз. 22, 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (ч. 10 ст. 209 ТК РФ).
Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее — Методические рекомендации), согласно которым инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы на основе требований безопасности, изложенных в соответствующей документации с учетом конкретных условий производства (п. п. 5.1 — 5.3 Методических рекомендаций).
Указанные Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом и носят рекомендательный характер (Письмо Минтруда России от 03.03.2017 N 15-2/ООГ-546).
Пунктом 5.6 Методических рекомендаций определено, что проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель, при этом пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. Вместе с тем п. 5.7 Методических рекомендаций предусмотрены условия, при которых инструкции по охране труда для работников могут пересматриваться досрочно, в том числе из-за изменений условий труда работников.
При этом условия труда на рабочем месте определяются посредством проведения специальной оценки. Так, в силу ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. Классы (подклассы) условий труда на рабочих местах устанавливаются по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Нормы Закона N 426-ФЗ устанавливают, что с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах работодатель обязан ознакомить работников под подпись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (п. 4 ч. 2 ст. 4, ч. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
При этом в силу абз. 6 ч. 2 ст. 21, ст. 214 ТК РФ работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
Соответственно, действующая нормативно-правовая база свидетельствует о том, что инструкция по охране труда должна являться актуальной, поскольку данный внутренний документ направлен на обеспечение безопасного рабочего процесса. Тем не менее действующим законодательством не установлен срок пересмотра работодателем инструкций по охране труда для работников, в частности при изменении условий труда.
Между тем согласно абз. 22, 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда, обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников. За нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что также подтверждается сложившейся судебной практикой (например, Решение Липецкого областного суда от 22.06.2017 по делу N 21-100/2017).
Следовательно, в случае изменения условий труда в интересах работодателя следить за скорейшим обновлением инструкций по охране труда работников и позаботиться о приведении содержания внутренних документов организации (в данном случае — инструкции по охране труда) в точное соответствие с требованиями законодательства. В противном случае несоответствие инструкции по охране труда действующим условиям труда может быть выявлено в ходе надзорных мероприятий со стороны надзорных органов.
В рассматриваемой ситуации, поскольку законом не определен срок для выполнения обязанности по приведению внутренних документов в должное соответствие ввиду изменений условий труда, непересмотр инструкции по охране труда в течение года будет являться длящимся административным правонарушением, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Таким образом, действующее законодательство не содержит норм, ограничивающих срок пересмотра работодателем инструкций по охране труда для работников. Однако, если работодатель не утвердит обновленную инструкцию по охране труда, за нарушение абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ при обнаружении административного правонарушения.
 
В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.
09.10.2018