Вопрос: Можно ли зарегистрировать товарный знак с использованием слова «Россия», например «Вина России»? Можно ли использовать его в рекламе и в названии сайта?
Ответ: Прямой запрет или требование получать разрешение на использование слова «Россия» и производных от него слов в составе товарного знака или в названии сайта отсутствует. Однако необходимо удостовериться, что использование данного словесного обозначения не вступает в конфликт с нормами об исключительном праве на использование наименования места происхождения товара и не нарушает чужого исключительного права. Регистрация товарного знака, состоящего исключительно из слов, указывающих на вид и место изготовления товара, маловероятна.
Обоснование: Гражданский кодекс РФ не устанавливает запрета или требования получения разрешения на использование слова «Россия» и производных от него слов в составе товарного знака в отличие от фирменного наименования (п. 4 ст 1473 ГК РФ). Однако следует помнить о п. п. 6, 7 ст. 1483 ГК РФ, согласно которым товарный знак не будет зарегистрирован, если обозначение тождественно или сходно до степени смешения с ранее зарегистрированными товарными знаками в отношении однородных товаров или же с охраняемым наименованием места происхождения товара (или же с обозначениями, заявленными на регистрацию ранее). Также не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака (п. 8 ст. 1483 ГК РФ).
Также следует учитывать наличие перечня общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков, которые охраняются на основании ст. 1508 ГК РФ.
При наличии зарегистрированного товарного знака обозначение может свободно использоваться правообладателем в предложениях о продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации (п. 2 ст. 1484 ГК РФ). Однако же при отсутствии такой регистрации использование словесного обозначения перечисленными способами сопряжено с риском подпадания под нормы о недопустимости смешения с чужим зарегистрированным товарным знаком (или же фирменным наименованием или иным средством индивидуализации). Важно иметь в виду, что в отношении слова «Россия» в ряде отраслей фактически сложилась так называемая монополия и зарегистрировать схожее обозначение не всегда возможно в связи с угрозой смешения. Правообладатель может инициировать спор, в том числе и в отсутствие прямого совпадения наименований. Вопрос о степени смешения решается в каждом случае индивидуально, поэтому желательно предварительно провести проверку на наличие уже зарегистрированных или общеизвестных товарных знаков с аналогичным словесным обозначением. Слова, производные от слова «Россия», присутствуют в большом количестве товарных знаков, зарегистрированных на сегодняшний день, отдельные элементы товарного знака могут быть признаны неохраняемыми.
Важно также помнить в отношении товарных знаков, содержащих географические названия, что товарный знак не будет зарегистрирован, если наименование является ложным или способным ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя (если товар изготавливается не в России). Пункт 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» признает недостоверной рекламу, в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о месте изготовления товара.
Вместе с тем, что касается наименования «Вина России», то товарный знак с таким наименованием при отсутствии иных элементов вряд ли будет зарегистрирован, поскольку в соответствии со ст. 1483 ГК РФ не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида («вина») и указывающих на место их производства или сбыта («Россия»). Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, чему не соответствует рассматриваемая формулировка.
Также следует иметь в виду, что в отношении отдельных видов алкогольной продукции может быть актуален п. 5 ст. 1483 ГК РФ, устанавливающий особенности регистрации определенных наименований спиртных напитков, охраняемых в странах — участницах международных договоров (в частности, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (заключено в г. Марракеше 15.04.1994)) в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с территории конкретного государства и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением (например, «виски», «коньяк» и т.п.).
10.10.2018