Вопрос: Оклад работника меньше МРОТ, но компенсируется квартальной премией. Правомерно ли это?
Ответ: Заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, должна быть не меньше установленного МРОТ.
Обоснование: В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 мая 2018 г. минимальный размер оплаты труда равен 11 163 руб. в месяц.
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, должностной оклад и ежеквартальная премия в совокупности являются заработной платой работника.
Однако, применяя нормы ч. 3 ст. 133 ТК РФ, полагаем, что заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, должна быть не меньше установленного МРОТ. Квартальная премия, которую работодатель выплачивает работнику, должна учитываться в месяце ее начисления.
Данный вывод подтверждается в Приложении к Письму Минтруда России от 05.06.2018 N 14-0/10/В-4085 (далее — Приложение к Письму N 14-0/10/В-4085), в котором дан ответ, в частности, на два вопроса: в каком порядке учитывается премия за квартал при сравнении заработной платы с МРОТ и можно ли в течение года платить работнику заработную плату ниже МРОТ, если потом компенсировать недостающую сумму выплатой годовой премии.
Специалисты Минтруда России разъяснили, что в соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени (выполнившего норму труда), должна быть не ниже МРОТ. Таким образом, квартальная премия за квартал (год) будет учитываться только в месяце, в котором она начислена. Заработная плата за другие месяцы должна быть не ниже МРОТ с начислением на него «северных выплат» без учета премии, которую работник, возможно, получит по итогам работы за квартал (год).
В Приложении к Письму N 14-0/10/В-4085 специалисты Минтруда России рассмотрели случаи, при наступлении которых заработная плата может быть ниже МРОТ.
Например, если работник занят неполное рабочее время при повременной системе оплаты труда, если работник — совместитель или в случае, если работник трудится в режиме неполного рабочего времени. В такой ситуации заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени.
При этом заработная плата не должна быть ниже МРОТ в пересчете на полную месячную ставку. Специалисты Минтруда России в Приложении к Письму N 14-0/10/В-4085 разъяснили, что в данном случае сравнивать заработную плату с МРОТ нужно отдельно по основному месту работы и по совместительству.
Также в Приложении к Письму N 14-0/10/В-4085 отмечается, что, если работодатель, формально сократив рабочее время работника, будет требовать от него отрабатывать полное рабочее время, работу за пределами установленной работнику продолжительности рабочего времени следует рассматривать как сверхурочную работу, осуществляемую без надлежащего оформления, и такую работу следует дополнительно оплачивать в повышенном размере.
За установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, возможно вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 6 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Региональный информационный центр
15.10.2018

