Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Может ли органом Федерального казначейства исполнительный лист о взыскании денежных средств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, выданный во исполнение судебного акта, которым утверждено мировое соглашение о погашении администрацией муниципального образования задолженности перед организацией-взыскателем, быть возвращен организации-взыскателю со ссылкой на то, что исполнительный лист содержит указания по совершению действий обязывающего характера в отношении должника-бюджетополучателя?
21.10.2020

Может ли органом Федерального казначейства исполнительный лист о взыскании денежных средств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, выданный во исполнение судебного акта, которым утверждено мировое соглашение о погашении администрацией муниципального образования задолженности перед организацией-взыскателем, быть возвращен организации-взыскателю со ссылкой на то, что исполнительный лист содержит указания по совершению действий обязывающего характера в отношении должника-бюджетополучателя?

Вопрос: Может ли органом Федерального казначейства исполнительный лист о взыскании денежных средств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, выданный во исполнение судебного акта, которым утверждено мировое соглашение о погашении администрацией муниципального образования задолженности перед организацией-взыскателем, быть возвращен организации-взыскателю со ссылкой на то, что исполнительный лист содержит указания по совершению действий обязывающего характера в отношении должника-бюджетополучателя?
 
Ответ: Органом Федерального казначейства исполнительный лист о взыскании денежных средств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, выданный во исполнение судебного акта, которым утверждено мировое соглашение о погашении администрацией муниципального образования задолженности перед организацией-взыскателем, не может быть возвращен организации-взыскателю со ссылкой на то, что исполнительный лист содержит указания по совершению действий обязывающего характера в отношении должника-бюджетополучателя.
 
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно п. 2 ст. 242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст. 242.2 БК РФ), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
В силу п. 3 ст. 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:
непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 рассматриваемой статьи;
несоответствие документов, указанных в п. п. 1 и 2 рассматриваемой статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
представление документов, указанных в п. п. 1 и 2 рассматриваемой статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника;
нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Учитывая изложенное, перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является исчерпывающим, приведен в п. 3 ст. 242.1 БК РФ и не содержит такого основания, как содержание в исполнительном документе указаний по совершению действий обязывающего характера в отношении должника-бюджетополучателя.
Следовательно, органом Федерального казначейства исполнительный лист о взыскании денежных средств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, выданный во исполнение судебного акта, которым утверждено мировое соглашение о погашении администрацией муниципального образования задолженности перед организацией-взыскателем, не может быть возвращен организации-взыскателю со ссылкой на то, что исполнительный лист содержит указания по совершению действий обязывающего характера в отношении должника-бюджетополучателя.
Правомерность подобных выводов подтверждается судебной практикой.
В Определении ВАС РФ от 30.10.2008 N 11794/08 указано, что п. 3 ст. 242.1 БК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 142 АПК РФ мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению, которое в силу ч. 2 ст. 318 АПК РФ производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа. Таким образом, довод о том, что исполнительный лист содержит указания по совершению действий обязывающего характера в отношении должника-бюджетополучателя, отклонен в силу принудительного характера названного документа.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 02.06.2009 N Ф09-3599/09-С2 суд также заключил, что п. 3 ст. 242.1 БК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
 
Ю.К.Борисов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
27.12.2013