Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вправе ли налоговый орган провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юрлица, предшествующий реорганизации в форме присоединения?
21.10.2020

Вправе ли налоговый орган провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юрлица, предшествующий реорганизации в форме присоединения?

Вопрос: Вправе ли налоговый орган провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юрлица, предшествующий реорганизации в форме присоединения?
 
Ответ: Исходя из позиции Минфина России и сложившейся арбитражной практики налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного в форме присоединения юридического лица в пределах трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении указанной налоговой проверки.
 
Обоснование: Как следует из п. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ, выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, проводимого налоговыми органами в целях исполнения возложенных на них обязанностей в пределах предоставленных им полномочий.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
Согласно ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки или повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено соответствующее решение (абз. 2 п. 4, абз. 3 п. 10, п. 11 ст. 89 НК РФ).
В силу п. 11 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.
Такая проверка является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной.
Согласно п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ одной из форм реорганизации юридического лица является присоединение. Пунктом 2 ст. 58 ГК РФ установлено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.
В п. 2 ст. 50 НК РФ предусмотрено, что исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.
Согласно п. 5 ст. 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.
Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (п. 3 ст. 50 НК РФ).
Из приведенных норм следует, что на налогоплательщика-правопреемника возлагается исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица независимо от того, были ли известны правопреемнику до завершения реорганизации факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения данных обязанностей реорганизованным лицом.
Согласно абз. 3, 4, 5 разд. I («Общая часть») Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с реорганизацией, утвержденных Приказом ФНС России от 30.11.2004 N САЭ-3-09/141@, структурное подразделение налогового органа, отвечающее за регистрацию и учет налогоплательщиков, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от организации сообщения о реорганизации, в обязательном порядке:
— направляет в соответствующие отделы данного налогового органа, в том числе отдел выездных налоговых проверок, служебную записку с указанием сведений о дате принятия организацией решения о реорганизации для принятия ими решения о проведении контрольных мероприятий в отношении реорганизуемой организации;
— направляет в налоговые органы, осуществившие постановку на учет организации по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, в электронном виде по каналам связи с применением средств защиты информации сведения о дате принятия организацией решения о реорганизации, о способе реорганизации, с указанием срока завершения контрольных мероприятий и направления их результатов в налоговый орган по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.
Необходимо отметить, что срок принятия решения о проведении указанной проверки законодателем не установлен. Статья 89 НК РФ, регулирующая порядок проведения повторной выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, не содержит указания на специальные сроки принятия решения о ее проведении. Налоговое законодательство не содержит запрета на проведение налоговыми органами проверки деятельности налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица.
Как следует из разъяснений специалистов Минфина России и ФНС России, налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юридического лица, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении указанной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 29.07.2011 N 03-02-07/1-267, п. 8 Письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309).
При этом, если такое присоединение произошло до начала проверки, решение о назначении выездной налоговой проверки выносится в отношении проверяемого предприятия с отдельным указанием наименований присоединившихся организаций. Если реорганизация произошла во время проведения проверки, то выносится отдельное решение о назначении проверки налогоплательщика в части присоединившейся организации (п. 7 Письма ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690).
Арбитражной практикой поддерживается данный подход.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2013 по делу N А56-75256/2012 судьи отклонили доводы о том, что у инспекции отсутствуют законные основания для проведения выездной налоговой проверки реорганизованного юридического лица за период, предшествовавший такой реорганизации, о незаконности принятия решения о проведении налоговой проверки после завершения процедуры реорганизации. Как указал суд, нормы п. 11 ст. 89 НК РФ, регулирующие порядок проведения выездной налоговой проверки в случае реорганизации юридического лица, не могут быть истолкованы таким образом, что, если налоговый орган не воспользовался своим правом на проведение выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией налогоплательщика, он утрачивает право на проведение выездной налоговой проверки его правопреемника за период, предшествовавший такой реорганизации.
Таким образом, исходя из позиции Минфина России и сложившейся арбитражной практики налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного в форме присоединения юридического лица в пределах трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении указанной налоговой проверки.
 
М.И.Дедусова
ООО «Юридическая компания
«Налоговая помощь»
27.12.2013