Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Как проводится проверка ПФР организации?
28.10.2020

Как проводится проверка ПФР организации?

Вопрос: Как проводится проверка ПФР организации?
 
Ответ: Органы ПФР вправе проводить камеральные и выездные проверки за периоды до 01.01.2017, а также проверки сведений персонифицированного учета. Особенности проведения проверок изложены в обосновании.
 
Обоснование: С 01.01.2017 администрирование страховых взносов возложено на налоговые органы. Однако контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами ПФР, ФСС РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», то есть в порядке, предусмотренном утратившим силу Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) (ст. 20 Федерального закона N 250-ФЗ).
Законом N 212-ФЗ было предусмотрено проведение в отношении плательщиков страховых взносов камеральных и выездных проверок. Их целью является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов (ч. 1 — 2 ст. 33, ст. ст. 34 — 35 Закона N 212-ФЗ).
Кроме того, на основании ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» органы ПФР вправе проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. А ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на органы ПФР возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений персонифицированного учета.
Камеральная проверка за периоды, истекшие до 01.01.2017
Камеральная проверка проводится на основании расчетов по страховым взносам, документов, представленных плательщиком взносов, и документов, имеющихся у органа ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона N 212-ФЗ). Расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 01.01.2017, представляются в соответствующие органы ПФР в ранее действовавшем порядке (ст. 23 Федерального закона N 250-ФЗ). В частности, расчеты по страховым взносам, в том числе уточненные, за 2015 — 2016 гг. должны представляться в органы ПФР.
Таким образом, в рамках камеральной проверки могут быть проверены расчеты по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п, документы персонифицированной отчетности (в частности, форма СЗВ-М) и прочие документы. При проверке территориальные органы ПФР руководствуются Методическими рекомендациями по проверке расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), представляемого в ПФР, утвержденными Распоряжением Правления ПФР от 31.07.2014 N 323р, Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее — Инструкция N 766н).
Камеральная проверка проводится в период трех месяцев со дня представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч. 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ).
В случае выявления ошибок и (или) противоречий плательщик взносов должен представить пояснения или внести соответствующие исправления. Также он вправе представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет (ч. 3 — 4 ст. 34 Закона N 212-ФЗ).
Кроме того, у плательщика взносов могут быть истребованы документы, необходимые для проведения камеральной проверки (ч. 1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ, Письмо Минтруда России от 21.01.2015 N 17-3/ООГ-22).
Выездная проверка за периоды, истекшие до 01.01.2017
В 2018 г. ПФР вправе проводить выездные проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, то есть за 2015 — 2016 гг. Также в рамках выездной проверки может проводиться проверка документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц (ч. 6 — 7, 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ, Письмо ПФР от 16.12.2009 N КА-25-25/12669).
При проведении выездных проверок органы ПФР руководствуются Методическими рекомендациями по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденными Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р (далее — Методические рекомендации N 34р), Методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденными Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п (далее — Методические рекомендации N 11п).
Включение плательщиков взносов в план выездных проверок осуществляется с учетом критериев, установленных в п. 2.1 Методических рекомендаций N 34р.
Плательщик страховых взносов обязан обеспечить возможность должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов (ч. 21 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Необходимые документы могут быть истребованы (ч. 22 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Перечень документов, подлежащих истребованию у плательщика, приведен в п. 7.4 Методических рекомендаций N 34р.
Проверка индивидуальных сведений может проводиться при оценке пенсионных прав застрахованных лиц. Примерный перечень документов, которые могут быть истребованы, приведен в Приложении 1 к Методическим рекомендациям N 11п (п. п. 6 — 7 Методических рекомендаций N 11п).
Проверка сведений персонифицированного учета
Органы ПФР осуществляют в настоящее время контроль за правильностью представления страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах на основе отчетных форм, утвержденных Постановлениями Правления ПФР от 11.01.2017 N 3п и от 01.02.2016 N 83п:
сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ);
сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1);
данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР);
сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ);
сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М).
Сроки проверки представленных плательщиком взносов сведений персонифицированного учета определены в п. 35 Инструкции N 766н.
 

09.11.2018