Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » По итогам судебного процесса о возврате оплаты некачественного товара потребителю выдан исполнительный лист. По исполнительному листу потребитель получил денежные средства, однако некачественный товар до сих пор не вернул и продолжает им пользоваться. Каким образом организации вернуть некачественный товар?
19.10.2020

По итогам судебного процесса о возврате оплаты некачественного товара потребителю выдан исполнительный лист. По исполнительному листу потребитель получил денежные средства, однако некачественный товар до сих пор не вернул и продолжает им пользоваться. Каким образом организации вернуть некачественный товар?

Вопрос: По итогам судебного процесса о возврате оплаты некачественного товара потребителю выдан исполнительный лист. По исполнительному листу потребитель получил денежные средства, однако некачественный товар до сих пор не вернул и продолжает им пользоваться.
Каким образом организации вернуть некачественный товар?
 
Ответ: Для возврата некачественного товара продавцу необходимо обратиться с требованием к покупателю. В случае невыполнения покупателем требования о возврате некачественного товара и если судьба вещи не была определена в решении суда, по нашему мнению, продавец вправе обратиться в суд с кассационной жалобой с просьбой о внесении изменений в решение суда с целью обязания покупателя вернуть вещь.
 
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. В случае выявления некачественного товара ст. 503 ГК РФ предусмотрено право покупателя по своему выбору требовать:
— замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
— соразмерного уменьшения покупной цены;
— незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
— возмещения расходов на устранение недостатков товара.
Кроме того, покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При отказе от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Согласно п. 3 ст. 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В силу п. 4 ст. 453 ГК РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. В п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указывается, что согласно ст. 1103 ГК РФ положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством. Поэтому в случае расторжения договора продавец, не получивший оплаты по нему, вправе требовать возврата переданного покупателю имущества на основании ст. ст. 1102, 1104 ГК РФ.
Если судьба вещи не была определена в решении суда, то, на наш взгляд, возможно применение ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой основаниями для изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Для изменения вступившего в силу решения суда продавец вправе обратиться в суд с кассационной жалобой (так, например, в Апелляционном определении Московского городского суда от 04.03.2013 по делу N 11-7103 решение суда первой инстанции было изменено по апелляционной жалобе организации-продавца).
Согласно ч. 2 ст. 376 ГПК РФ срок обращения в суд с кассационной жалобой составляет 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
 
П.А.Гуров
РУНА
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
26.08.2013