Вопрос: Можно ли не проводить специальную оценку и как это повлияет на размер дополнительных взносов на пенсионное страхование?
Ответ: Если ранее была проведена аттестация, то специальная оценка может не проводиться в течение пяти лет со дня ее завершения.
При отсутствии результатов аттестации, специальной оценки с выплат работникам, занятым на видах работ с особыми условиями труда, должны перечислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по общим дополнительным тарифам (9 и 6% в зависимости от сферы деятельности).
Обоснование: Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (ст. 212 ТК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ)).
Согласно Закону N 426-ФЗ специальная оценка должна проводиться в отношении всех рабочих мест не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и ст. 17 Закона N 426-ФЗ).
Согласно ст. 7 Закона N 426-ФЗ итоги специальной оценки условий труда применяются:
— для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
— для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР;
— расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда.
Если в отношении рабочих мест ранее была проведена аттестация, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном данным Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
При этом ч. 6 данной статьи установлено, что организация может проводить специальную оценку поэтапно и завершить ее не позднее 31 декабря 2018 г., если у нее нет работников с рабочими местами, указанными в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ (см. также Письмо Минтруда России от 01.06.2018 N 15-4/10/В-4010). Это рабочие места работников, чьи профессии и специальности включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; рабочие места работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда. Если по данным должностям ранее не проводилась аттестация рабочих мест либо истек срок действия ее результатов, то специальная оценка должна быть проведена в безотлагательном порядке.
При этом Роструд полагает, что в кратчайшие сроки должна быть проведена специальная оценка тех рабочих мест, по которым отсутствуют действующие результаты аттестации (Письмо от 20.11.2015 N 2628-6-1).
Вместе с тем согласно позиции Верховного Суда РФ, высказанной в Постановлениях от 14.12.2016 N 45-АД16-15, от 09.08.2016 N 57-АД16-5, специальная оценка условий труда в отношении должностей, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, и при отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки может быть осуществлена поэтапно и завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г.
Законодательством предусмотрена уплата работодателями страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам с выплат застрахованным лицам, которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда, указанными в п. п. 1 — 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон N 400-ФЗ) (ст. 428 НК РФ, ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ)).
Следовательно, если работник занят на видах работ, указанных в п. п. 1 — 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, начисляются независимо от того, была ли в отношении его рабочего места проведена аттестация рабочих мест по условиям труда или специальная оценка условий труда (Письмо ФНС России от 24.05.2017 N БС-4-11/9763).
Если в организации не проводились ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, то надо применять дополнительные тарифы страховых взносов, установленные п. п. 1, 2 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ и п. п. 1, 2 ст. 428 НК РФ в размере:
— 9% — в отношении выплат работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ);
— 6% — для выплат в пользу персонала, работающего в тяжелых условиях труда, которые поименованы в п. п. 2 — 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Для тех работодателей, которые провели специальную оценку условий труда или у которых актуальны результаты аттестации рабочих мест, предусмотрены дифференцированные тарифы страховых взносов в размере от 2 до 8%.
При этом тариф зависит от класса и подкласса условий труда, установленных по результатам специальной оценки, аттестации рабочих мест. Начислять взносы по дифференцированной шкале нужно с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки, отчета об аттестации рабочих мест (п. 3 ст. 428 НК РФ, п. 2.1 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ, п. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Письма Минтруда России от 18.11.2016 N 17-3/В-455, от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).
При признании условий труда по результатам специальной оценки оптимальными или допустимыми дополнительный тариф составит 0%, что фактически освобождает работодателя от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.
Если работник не занят на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пп. 1 — 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, то независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам специальной оценки условий труда, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются (Письмо Минфина России от 14.11.2018 N 03-15-06/82053).
За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, в частности за ее непроведение, предусмотрена ответственность ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а за повторное — ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 09.03.2016 N 29-АД16-4).
Подготовлено на основе материала
Региональный информационный центр
24.12.2018