Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вправе ли субъект малого предпринимательства - участник закупок по Закону N 223-ФЗ представить вместо сведений из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства декларацию о соответствии участника закупки критериям субъектов малого и среднего предпринимательства при наличии сведений в реестре?
28.10.2020

Вправе ли субъект малого предпринимательства — участник закупок по Закону N 223-ФЗ представить вместо сведений из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства декларацию о соответствии участника закупки критериям субъектов малого и среднего предпринимательства при наличии сведений в реестре?

Вопрос: Вправе ли субъект малого предпринимательства — участник закупок по Закону N 223-ФЗ представить вместо сведений из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства декларацию о соответствии участника закупки критериям субъектов малого и среднего предпринимательства при наличии сведений в реестре?
 
Ответ: Необходимо представить именно выписку из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако в случае представления декларации, по нашему мнению, отказать такому участнику в доступе к участию в закупке будет неправомерно. Однако существуют и другие позиции.
 
Обоснование: Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Пунктом 2 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках установлено, что Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.
Порядок проведения закупочных процедур среди субъектов малого и среднего предпринимательства определен Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (далее — Положение).
Согласно пп. «б» п. 4 Положения закупки у СМСП осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом о закупках, торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.
В силу п. 11 Положения участники закупки, осуществляемой в соответствии с пп. «б» п. 4 Положения, и привлекаемые ими субподрядчики (соисполнители) из числа СМСП обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — реестр СМСП), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ), или если такой участник является вновь созданным юридическим лицом или вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ и сведения о нем еще не включены в единый реестр СМСП, то он представляет декларацию о своем соответствии критериям отнесения к СМСП по форме согласно Приложению к Положению (далее — декларация).
В силу п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о лицах (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства) вносятся в единый реестр СМСП ежегодно 10 августа текущего календарного года по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к СМСП, вносятся в реестр СМСП 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о создании юридического лица, государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Таким образом, декларации о своей принадлежности к числу СМСП в составе заявки на участие в закупочной процедуре достаточно лишь тем хозяйствующим субъектам, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом, поскольку на основании сведений именно за указанный период уполномоченный орган осуществляет внесение хозяйствующих субъектов в соответствующий реестр и сведений о вновь созданных юридических лицах в этом реестре может не быть по объективным причинам (ввиду отсутствия у налогового органа базовых сведений для определения категории хозяйствующего субъекта). В свою очередь, сведения о ранее созданных хозяйствующих субъектах должны быть включены в такой реестр ввиду наличия у налогового органа достаточных сведений и количества времени для осуществления их внесения в этот реестр.
Следовательно, в силу требований п. 11 Положения субъект малого (среднего) предпринимательства, ранее уже внесенный в реестр СМСП, при участии в закупке должен представить выписку из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как указал Арбитражный суд Московского округа, изменение выбора способа декларирования противоречит императивным требованиям п. 11 Положения, прямо предусматривающим обязанность хозяйствующих субъектов, созданных до 31 июля предыдущего календарного года, представлять в составе своих заявок выписку из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (Постановление от 27.03.2018 по делу N А40-95641/2017). Отметим, что, несмотря на то что данный судебный акт вынесен в отношении заказчика закупки, но он, по нашему мнению, демонстрирует подход судей по способу подтверждения субъектом малого и среднего предпринимательства своего статуса.
В соответствии с пп. «а» п. 14(1) Положения заказчик отказывает участнику закупки в допуске к участию в закупке в случае, если сведения о таком участнике отсутствуют в едином реестре СМСП или участником не предоставлена декларация (это для вновь зарегистрированных лиц).
Таким образом, непредставление выписки из реестра СМСП заказчик может расценить как несоблюдение требований и, следовательно, отклонить заявку.
Вместе с тем, несмотря на то что СМСП — участник закупки вместо сведений из единого реестра представил декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к СМСП, при этом сведения об участнике закупки содержатся в реестре, по нашему мнению, это считается достаточным для подтверждения участником статуса субъекта малого (среднего) предпринимательства исходя из следующего.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как следует из вопроса, субъект малого предпринимательства — участник закупки в составе заявки представил декларацию соответствия лица критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, а сведения об участнике находятся в реестре субъектов малого предпринимательства.
Следовательно, участник закупки относится к СМСП.
При таких обстоятельствах у заказчика закупки отсутствуют правовые основания для отклонения заявки участника (см., например, Решение Московского УФАС России от 28.11.2016 по делу N 1-00-2235/77-16).
Из указанного выше следует, что в случае если в составе заявки субъект малого предпринимательства — участник закупки не представил сведения из реестра СМСП, а вместо этого представил декларацию о соответствии участника критериям отнесения к СМСП, при этом сведения об участнике содержатся в едином реестре СМСП, то такому участнику отказать в доступе к участию в закупке за непредставление документа будет, по нашему мнению, неправомерно. Однако существуют и другие позиции по данному вопросу.
 
Л.В. Попова
ООО «Управляющая компания «КВС»
11.02.2019