Вопрос: До ликвидации организация не представила обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности в Росстат. Возможно ли за ее непредставление привлечь к ответственности бывшего директора после ликвидации организации?
Ответ: Бывший директор может быть привлечен к ответственности по ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если он являлся председателем или членом ликвидационной комиссии, на которого возложены функции по представлению бухгалтерской отчетности в Росстат, и не истек срок исковой давности.
Обоснование: Экономические субъекты (за исключением организаций госсектора и Банка России) обязаны представлять по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), п. п. 1, 2 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденного Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год (ч. 3 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи (ч. 1 ст. 17 Закона N 402-ФЗ).
Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется (ч. 2, 3, 4 ст. 17 Закона N 402-ФЗ):
— ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом;
— на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица;
— на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.
В целях выполнения требования ч. 1 ст. 18 Закона N 402-ФЗ в орган Росстата должна быть представлена последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемой организации.
Должностные лица и организации могут привлекаться к административной ответственности в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ, в частности, за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы государственной статистики (Письма Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ, от 16.12.2013 N 1578/ОГ). Для должностного лица организации такое нарушение влечет предупреждение или наложение на него административного штрафа от 300 до 500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
К должностным лицам для целей административной ответственности относятся, в частности, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). Из этого следует, что должностным лицом является лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
В силу полномочий единоличного исполнительного органа руководитель организации наделен в полном объеме организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями и подлежит административной ответственности как должностное лицо (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ, п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ), п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ)).
В случае принятия решения о ликвидации юридического лица с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. п. 3, 4 ст. 62 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 57 Закона N 14-ФЗ, п. 3 ст. 21 Закона N 208-ФЗ).
В случае ликвидации по причине банкротства прекращаются полномочия руководителя организации-должника и иных органов управления организации. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего (п. 1 ст. 94, п. 1 ст. 96, п. 2 ст. 126, п. 1 ст. 127, ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Таким образом, при ликвидации организации происходят переход полномочий органов юридического лица, смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа ликвидационной комиссии или управляющему.
С целью определения должностного лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, должны приниматься во внимание документы, наделяющие полномочиями по осуществлению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций должностных лиц, в том числе правом подписи бухгалтерской отчетности. Такой вывод можно сделать на основе правовой позиции, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 22.09.2014 N 5-АД14-17 и в Письме ФНС России от 06.09.2018 N ЕД-18-15/652@, в отношении применения административной ответственности за непредставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы.
Порядок составления последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица устанавливают федеральные стандарты (п. 9 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Особого порядка (включая сроки) представления обязательного экземпляра последней бухгалтерской (финансовой) отчетности ликвидируемого юридического лица законодательством по бухгалтерскому учету не установлено. Оснований для ее непредставления лицами, обязанными составлять такую бухгалтерскую отчетность (ч. 2 ст. 17 Закона N 402-ФЗ), также не предусмотрено.
Учитывая, что полномочия по управлению организацией переходят к ликвидационной комиссии (арбитражному управляющему) с момента их назначения, указанными лицами должен быть утвержден документ, которым функции по составлению, подписанию и представлению отчетности всех видов (включая бухгалтерскую) в соответствующие органы возлагаются на председателя или члена ликвидационной комиссии (арбитражного управляющего).
Исходя из общих требований последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица должна быть представлена в орган Росстата в день ее составления, что не противоречит установленному сроку «не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода» (ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ). Ранее для представления последней бухгалтерской отчетности нет оснований, а на следующий день (в момент внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении юридического лица) организация утрачивает правоспособность (п. 3 ст. 49, п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта (ч. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ), а бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта (ч. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Норм об ответственности конкретных должностных лиц за непредставление обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности Закон N 402-ФЗ не содержит.
Поскольку последняя бухгалтерская отчетность ликвидируемой организации составляется ликвидационной комиссией (арбитражным управляющим), к которой перешли организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, административную ответственность за ее непредставление в орган Росстата (ст. 19.7 КоАП РФ) несет председатель или член ликвидационной комиссии (арбитражный управляющий), на которого внутренним документом возложены функции по составлению, подписанию и представлению отчетности всех видов (включая бухгалтерскую) в соответствующие органы (примечание к ст. 2.4, ст. 19.7 КоАП РФ, ч. 1 ст. 7, ч. 8 ст. 13, ч. 2 ст. 17 Закона N 402-ФЗ, п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 19, п. п. 3, 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 40, п. 3 ст. 57 Закона N 14-ФЗ, п. 3 ст. 21, п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 69 Закона N 208-ФЗ, п. 1 ст. 94, п. 1 ст. 96, п. 2 ст. 126, п. 1 ст. 127, ст. 129 Федерального закона N 127-ФЗ).
Бывший директор, назначенный в состав ликвидационной комиссии в качестве председателя или члена, на которого документами возложены функции по составлению, подписанию и представлению отчетности всех видов (в том числе бухгалтерской) в соответствующие органы, может нести административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ как должностное лицо. При этом нужно учитывать, что административное наказание устанавливается мировыми судьями в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ (п. 1 ч. 1 ст. 22.1, ч. 1, 3 ст. 23.1 КоАП РФ, Письмо Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ), если не истек срок исковой давности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Косвенно данную позицию подтверждает Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года». Согласно вопросу 10 Обзора, поскольку на момент совершения правонарушения руководитель являлся субъектом правонарушения, он может быть привлечен к административной ответственности вне зависимости от того, что к моменту возбуждения дела он утратил статус руководителя предприятия и перестал осуществлять организационно-распорядительные функции.
Бывший директор, не входящий в состав ликвидационной комиссии, не может быть привлечен к ответственности за непредставление обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности в территориальный орган Росстата.
Е.В. Орлова
Начальник отдела аудита
ООО «ПАРТИ»
13.02.2019