Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация заказала несколько каталогов, которые переданы отдельным потенциальным заказчикам в качестве рекламы услуг. Вправе ли организация учесть затраты на изготовление каталогов в целях налога на прибыль? Обязана ли организация начислить НДС при безвозмездной передаче каталогов?
28.10.2020

Организация заказала несколько каталогов, которые переданы отдельным потенциальным заказчикам в качестве рекламы услуг. Вправе ли организация учесть затраты на изготовление каталогов в целях налога на прибыль? Обязана ли организация начислить НДС при безвозмездной передаче каталогов?

Вопрос: Организация заказала несколько каталогов (стоимостью 1 500 руб.), которые переданы отдельным потенциальным заказчикам в качестве рекламы услуг. Вправе ли организация учесть затраты на изготовление каталогов в целях налога на прибыль? Обязана ли организация начислить НДС при безвозмездной передаче каталогов?
 
Ответ: По нашему мнению, расходы на изготовление каталогов, переданных конкретным лицам, не учитываются в целях налога на прибыль. Поскольку расходы на изготовление каталогов не относятся к рекламным, при безвозмездной передаче каталогов отдельным потенциальным заказчикам организация обязана исчислить НДС.
 
Обоснование: Позиция контролирующих органов заключается в том, что если организация в рекламных целях раздает рекламную продукцию или образцы своих товаров неопределенному кругу лиц, то затраты на их производство списываются в порядке, установленном для рекламных расходов.
Если же продукция передается определенному кругу лиц с целью возможного заключения договора поставки, то такая передача рекламой не является. Затраты на производство такой продукции учесть в «прибыльных» расходах нельзя (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ, Письма Минфина России от 22.02.2018 N 03-03-06/1/11485, от 28.09.2018 N 03-03-06/1/69813).
Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»).
Согласно Письму ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц» (направлено Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@) в вышеизложенной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
В Письме ФАС России от 20.06.2018 N АД/45557/18 разъяснено, что реклама может иметь целевую аудиторию, к которой относятся некие лица, для которых в первую очередь предназначена такая информация. Однако направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.
Поскольку в рассматриваемом случае каталоги переданы потенциальным заказчикам и недоступны иным лицам, по нашему мнению, расходы на изготовление каталогов не учитываются в целях налога на прибыль.
В части НДС необходимо отметить следующее. Реализация товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ облагается НДС. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признаются реализацией товаров (работ, услуг) (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., не облагается НДС (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).
В п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указано, что передача товаров (работ, услуг) в рекламных целях подлежит налогообложению на основании пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, если расходы на приобретение (создание) единицы товаров (работ, услуг) превышают 100 руб. Вместе с тем не является объектом обложения НДС распространение налогоплательщиком рекламных материалов в рамках деятельности по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара.
В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2017 N Ф05-7994/2017 по делу N А40-101493/2016 рассматривалось дело, в котором, по мнению налогового органа, в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ общество занизило налоговую базу по НДС по безвозмездно переданной рекламной продукции (рекламные каталоги с образцами продукции).
Как указал суд, признавая позицию налогового органа правомерной, общество приняло к вычету НДС по каталогам с образцами товара (обоев). Каталоги передавались конкретным покупателям, с которыми у налогоплательщика уже имелись долгосрочные договорные отношения, следовательно, основной критерий понятия «реклама» — реализация товара неопределенному кругу лиц — в рассматриваемом случае отсутствовал. Стоимость каталогов значительно превышала 100 руб. Передача каталогов не являлась разовой акцией, а носила регулярный характер и зависела от факта реализации конкретной серии (коллекции) обоев в адрес определенных покупателей. Стоимость переданных безвозмездно каталогов не была включена в стоимость основного товара. Таким образом, в данном случае имела место безвозмездная передача контрагентам товара (каталогов), являющаяся реализацией, с которой должен быть уплачен НДС.
Таким образом, поскольку расходы на изготовление каталогов не относятся к рекламным, при безвозмездной передаче каталогов отдельным потенциальным заказчикам организация обязана исчислить НДС.
 

Региональный информационный центр

25.02.2019