Вопрос: Может ли организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, отнести к представительским расходам по налогу на прибыль продукты, приобретенные для чайного стола для представителей Ростехнадзора, которые участвовали в проведении аттестации работников организации?
Ответ: Нет, данные расходы не могут быть признаны представительскими.
Обоснование: На основании ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон N 116-ФЗ) на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, возлагаются обязанности обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, а на самих работников опасного производственного объекта возлагается обязанность проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Положение N 37).
По инициативе председателя аттестационной комиссии организации или его заместителя в состав комиссии по согласованию могут включаться представители территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, если обязательность их участия не предусмотрена соответствующими нормативными правовыми актами (п. 18 Положения N 37).
На основании ст. 14.1 Закона N 116-ФЗ проходить аттестацию в области промышленной безопасности обязаны работники, в том числе руководители организаций, если их профессиональная деятельность связана:
— с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта;
— изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Согласно разъяснениям Минфина России конкретный состав расходов на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) положениями НК РФ не регламентирован (Письмо Минфина России от 22.01.2019 N 03-03-06/1/3120).
Мнение о том, что не могут быть включены в состав представительских расходов в целях налогообложения прибыли затраты на приобретение продуктов питания (чай, кофе, конфеты, печенье), выкладываемых на столе для контрагентов, ожидающих документы, поскольку такие затраты не соответствуют положениям п. 2 ст. 264 НК РФ, высказано в Письме Минфина России от 12.05.2010 N 03-03-06/1/327.
Таким образом, осуществление представителями Ростехнадзора своих обязанностей по проведению аттестации работников организаций опасных производственных объектов обусловлено требованием законодательства РФ и не связано с официальным мероприятием, проведением переговоров в целях взаимного сотрудничества, расходы на организацию которого могут быть признаны представительскими (п. 2 ст. 264 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации расходы организации на прием и обслуживание представителей контролирующего органа не соответствуют критериям представительских расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, указанным в п. 2 ст. 264 НК РФ.
Региональный информационный центр
19.03.2019