Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Может ли налоговый орган в рамках встречной проверки запрашивать информацию, являющуюся коммерческой тайной?
28.10.2020

Может ли налоговый орган в рамках встречной проверки запрашивать информацию, являющуюся коммерческой тайной?

Вопрос: Может ли налоговый орган в рамках встречной проверки запрашивать информацию, являющуюся коммерческой тайной?
 
Ответ: Налоговый орган вправе истребовать информацию, составляющую коммерческую тайну.
 
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон N 98-ФЗ) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.
Такие документы должны быть промаркированы грифом «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения) (ч. 4 ст. 6 Закона N 98-ФЗ).
Невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 15 Закона N 98-ФЗ).
Заметим, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика, плательщика страховых взносов и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей (п. 2 ст. 102 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, организация не вправе отказать налоговому органу, который действует в рамках своих полномочий, в доступе к информации, представляющей коммерческую тайну.
По мнению налогоплательщика, запрашиваемые сведения о сделках контрагентов ООО, содержащие данные о номенклатуре и ассортименте товара, объемах товарных партий, отпускных ценах, торговой наценке, покупателях и тому подобное, не касаются деятельности самого налогоплательщика и являются коммерческой тайной.
Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, оспариваемые действия осуществлялись ИФНС России в пределах предоставленных НК РФ полномочий, доказательств нарушения данными действиями прав и законных интересов налогоплательщика в материалы дела не представлено (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.04.2012 по делу N А43-19840/2011, Определением ВАС РФ от 01.08.2012 N ВАС-9274/12 отказано в передаче дела N А43-19840/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления).
 

Региональный информационный центр

21.03.2019