Вопрос: Должен ли работодатель при приеме на работу иностранных работников проверять подлинность и действительность разрешительных документов на работу?
Ответ: Законодательство не устанавливает обязанность работодателя по проверке подлинности разрешительных документов на работу иностранных граждан. Однако есть позиция Минтруда России и судебные решения, согласно которым работодателю рекомендуется проверить подлинность разрешительных документов иностранных работников на официальном сайте МВД России или путем письменного запроса в органы миграционного учета.
Обоснование: Для осуществления трудовой деятельности иностранный гражданин, как правило, должен иметь разрешение на работу (если он въехал в Россию на основании визы) или патент (если он въехал в Россию в безвизовом порядке). Один из этих документов иностранец должен представить работодателю при приеме на работу (ст. 327.3 Трудового кодекса РФ).
При этом на практике возник вопрос, должен ли работодатель проверить подлинность и действительность представленных разрешительных документов, и если работодатель это не сделает, будет ли работодатель привлечен к юридической ответственности.
ТК РФ не устанавливает обязанности работодателя проверять подлинность документов, которые иностранный гражданин предъявил при приеме на работу и в период работы (Письмо Минтруда России от 04.12.2018 N 14-2/В-966).
Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна:
— подход первый: работодатель обязан проверять подлинность и действительность разрешительных документов на работу иностранного работника. Сведения разрешительных документов находятся на официальном сайте МВД России. Также работодатель не лишен возможности обратиться с письменным запросом в органы миграционного учета (Постановление Московского городского суда от 24.08.2018 N 4а-3965/2018, Решение Ленинградского областного суда от 26.06.2012 N 7-320/2012);
— подход второй: работодатель не обязан проверять подлинность и действительность разрешительных документов иностранных работников, следовательно, работодатель не может быть привлечен к административной ответственности (Постановления ФАС Московского округа от 28.02.2012 по делу N А40-70419/11-93-603, от 19.12.2012 по делу N А41-27020/12).
Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 5 000 руб.; на должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 250 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток (ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
На основании изложенного с целью избежания рисков привлечения к административной ответственности работодателю следует проверить подлинность разрешительных документов иностранных работников на официальном сайте МВД России или путем письменного запроса в органы миграционного учета.
Региональный информационный центр
01.04.2019