Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » На основании запроса в рамках проведения мероприятий налогового контроля налоговым органом от банка были получены выписки по операциям на счетах, открытых ИП. Впоследствии указанные выписки были направлены налоговым органом в территориальное управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Имеет ли место в данном случае разглашение охраняемой законом тайны?
21.10.2020

На основании запроса в рамках проведения мероприятий налогового контроля налоговым органом от банка были получены выписки по операциям на счетах, открытых ИП. Впоследствии указанные выписки были направлены налоговым органом в территориальное управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Имеет ли место в данном случае разглашение охраняемой законом тайны?

Вопрос: На основании запроса в рамках проведения мероприятий налогового контроля налоговым органом от банка были получены выписки по операциям на счетах, открытых ИП. Впоследствии указанные выписки были направлены налоговым органом в территориальное управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Имеет ли место в данном случае разглашение охраняемой законом тайны?
 
Ответ: Нарушение законодательства о налоговой тайне имеет место со стороны должностного лица налогового органа, направившего справки по счетам индивидуального предпринимателя в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, не уполномоченное законодательством на получение подобной информации.
 
Обоснование: Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (ст. 857 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Сведения о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц предоставляются кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Следовательно, банком не были нарушены нормы законодательства, гарантирующие сохранение банковской тайны, при представлении выписок по операциям на счетах, открытых индивидуальному предпринимателю, налоговому органу, осуществляющему в отношении его мероприятия налогового контроля.
Между тем в ст. 26 Федерального закона N 395-1 законодателем строго ограничен круг субъектов, которым может быть предоставлена кредитной организацией информация, содержащая банковскую тайну. Поскольку в рассматриваемом случае выписки по счетам индивидуального предпринимателя были представлены в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии не банком, а налоговым органом, ст. 26 Федерального закона N 395-1 не нарушена.
В соответствии с п. 4 ст. 82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
Согласно п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением прямо перечисленных в данной статье.
Как отмечается в Определении Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 N 317-О, специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен ст. 102 НК РФ исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных НК РФ и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.
В связи с тем что органам государственной власти такая информация предоставляется только по их запросу и в порядке, предусмотренном Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов», при этом запрос должен содержать ссылку на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации, в рассматриваемом случае нарушены нормы законодательства о налоговой тайне, что выразилось в распространении налоговым органом конфиденциальной информации о налогоплательщике.
Указанная правовая позиция отражается также в материалах судебной практики (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2013 по делу N А26-3774/2012).
 
О.А.Левина
Поволжский институт управления имени П.А.Столыпина
(филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации)
10.01.2014