Вопрос: ЗАО указало в заявке на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта адрес фактического места нахождения организации, не являющийся адресом государственной регистрации (адрес, указанный в заявке, не соответствует адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ и в учредительных документах). Вправе ли конкурсная комиссия в такой ситуации отказать в допуске заявки ЗАО к участию в конкурсе?
Ответ: По нашему мнению, конкурсная комиссия в рассматриваемом случае вправе отказать в допуске заявки ЗАО к участию в конкурсе, однако, учитывая отсутствие единообразия в судебной практике, указанную позицию, возможно, придется отстаивать в суде. При этом во избежание возникновения споров с контролирующими органами рекомендуем в конкурсной документации, а именно в инструкции по заполнению заявки, указывать, что именно понимается под местом нахождения организации.
Обоснование: На основании пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) заявка на участие в конкурсе должна содержать сведения о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица).
Из п. 1 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ следует, что конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что место нахождения акционерного общества определяется местом его государственной регистрации.
Таким образом, заявка на участие в открытом конкурсе в обязательном порядке должна содержать адрес государственной регистрации ЗАО. При этом адрес фактического места нахождения (почтовый адрес) организации также подлежит указанию в заявке.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа.
Как следует из ч. 1, 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ, конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ.
Следовательно, как следует из вышеуказанных норм законодательства, в случае неуказания в заявке ЗАО адреса его государственной регистрации конкурсной комиссией принимается решение об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе.
Однако необходимо отметить, что в судебной практике нет единого мнения по данному вопросу.
К примеру, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 21.02.2011 N Ф03-9884/2010 по делу N А59-2460/2010 отметил, что факт наличия в поданной заявке противоречивых (недостоверных) сведений об участнике размещения заказа, в частности о местонахождении, свидетельствует о правомерности отказа комиссии в допуске организации к участию в торгах (см. также Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.06.2012 по делу N А33-13656/2011 и ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2010 по делу N А05-358/2010).
ФАС Уральского округа в Постановлении от 16.06.2010 N Ф09-4506/10-С1 пришел к иному выводу, отметив: если конкурсная документация не содержит требования о том, что место нахождения участника должно соответствовать учредительным документам, то указание участником своего фактического адреса не может квалифицироваться как несоответствие поданной заявки требованиям конкурсной документации.
Таким образом, по нашему мнению, конкурсная комиссия в рассматриваемом случае вправе отказать в допуске заявки ЗАО к участию в конкурсе, однако, учитывая отсутствие единообразия в судебной практике, указанную позицию, возможно, придется отстаивать в суде. При этом во избежание возникновения споров с контролирующими органами рекомендуем в конкурсной документации, а именно в инструкции по заполнению заявки, указывать, что именно понимается под местом нахождения организации.
Необходимо учитывать, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу 01.01.2014 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона N 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению.
Как следует из пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица).
Согласно ч. 2 ст. 53 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 3 рассматриваемой статьи конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, по нашему мнению, вышеуказанный вывод можно распространить и на правоотношения, регулируемые с 01.01.2014 нормами Закона N 44-ФЗ.
П.С.Долгополов
Юридическая компания «Юново»
26.08.2013