Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Как оформить контроль работодателя за расходом топлива водителями большегрузов с помощью ГЛОНАСС в целях привлечения их к материальной ответственности (имеются случаи хищения топлива путем недолива или слива)?
28.10.2020

Как оформить контроль работодателя за расходом топлива водителями большегрузов с помощью ГЛОНАСС в целях привлечения их к материальной ответственности (имеются случаи хищения топлива путем недолива или слива)?

Вопрос: Как оформить контроль работодателя за расходом топлива водителями большегрузов с помощью ГЛОНАСС в целях привлечения их к материальной ответственности (имеются случаи хищения топлива путем недолива или слива)?
 
Ответ: Контроль за расходом топлива с помощью системы ГЛОНАСС в целях привлечения водителей большегрузов к материальной ответственности возможно оформить путем принятия локального нормативного акта, регламентирующего порядок осуществления контроля за расходом топлива, а также порядок привлечения к ответственности в случае выявления хищения топлива.
 
Обоснование: Одной из основных обязанностей работника по трудовому договору является бережное отношение к имуществу работодателя (абз. 7 ч. 2 ст. 21 Трудового кодекса РФ). Когда работник нарушает это требование закона, работодателю причиняется материальный ущерб, который работник обязан возместить (ч. 1 ст. 238 ТК РФ).
Статьей 241 ТК РФ установлены пределы материальной ответственности работника. Согласно данной норме работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами.
Действующим трудовым законодательством определены категории работников, на которых договором может быть возложена полная материальная ответственность. Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержден Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85 (далее — Перечень).
Приведенное выше правовое регулирование носит императивный, обязательный характер и не допускает произвольного толкования. Нарушение работодателем установленных требований приводит к признанию договора о полной материальной ответственности недействительным. Работодатель не вправе заключать письменные договоры о материальной ответственности, если должность работника или конкретная поручаемая ему работа не предусмотрена указанным Перечнем (ст. 244 ТК РФ, Письмо Роструда от 19.10.2006 N 1746-6-1).
В разд. I Перечня включены работники, осуществляющие транспортировку материальных ценностей. В разд. II Перечня поименованы работы по приему и доставке (сопровождению) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей. Соответственно, в Перечень входят должности и работы, связанные с транспортировкой, доставкой материальных ценностей.
Однако договор о полной материальной ответственности с таким работником не может заключаться в отношении транспортного средства, на котором осуществляется перевозка груза, поскольку транспортное средство не является вверенным ему для транспортировки или доставки имуществом предприятия, а представляет собой материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции водителя (Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 12.03.2014 N 44г-38/14).
Топливо также является материально-техническим средством, используемым и необходимым для исполнения трудовой функции водителя, и не является материальной ценностью, предназначенной для транспортировки.
Таким образом, договор о полной материальной ответственности с водителем не распространяется на ущерб, связанный со сливом или хищением топлива.
Материальная ответственность водителя может наступить либо в ограниченном размере, установленном ст. 241 ТК РФ, либо в полном размере в случаях, предусмотренных ст. 243 ТК РФ.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, следует, что материальная ответственность может быть применена к работнику при наличии одновременно четырех условий: прямого действительного ущерба; противоправности поведения работника; вины работника в причинении ущерба; причинной связи между противоправным поведением работника (действиями или бездействием) и наступившим ущербом (например, Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 20.12.2018 N 33-12891/2018).
При этом необходимо придерживаться определенной процедуры:
— установить размер причиненного ущерба (ч. 1 ст. 247 ТК РФ). Для этого в отношении водителя необходимо провести служебную проверку. Работодатель вправе создать комиссию, включив в нее соответствующих специалистов.
В соответствии с ч. 1 ст. 246 ТК РФ размер ущерба определяется по фактическим потерям, которые исчисляются исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета. Если невозможно установить день причинения ущерба, то работодатель вправе исчислить размер ущерба на день его обнаружения (абз. 2 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»);
— установить причины возникновения ущерба. Комиссия должна установить противоправность поведения водителя, отсутствие обстоятельств, исключающих его материальную ответственность, а также наличие вины водителя и причинно-следственную связь между его поведением и наступившим ущербом (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 52);
— затребовать от водителя письменное объяснение (ч. 2 ст. 247 ТК РФ). Такое объяснение можно запросить путем направления соответствующего уведомления. В случае отказа от проставления подписи в подтверждение ознакомления с уведомлением его необходимо зачитать работнику вслух в присутствии свидетелей. Если он отказывается или уклоняется от представления объяснения, то нужно составить об этом акт (ч. 2 ст. 247 ТК РФ);
— получить заключение комиссии по результатам проверки причин возникновения ущерба, на основе которого составляется акт, который подписывают все члены комиссии. В акте обязательно отражаются факты, подтверждающие вину работника, противоправность его действий, связь между действиями работника и возникшим у работодателя ущербом, а также размер ущерба;
— издать приказ о привлечении работника к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 22 ТК РФ работодатель вправе требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка. Рабочее место работника прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).
Из вышеуказанных норм следует, что работодатель вправе контролировать процесс использования работниками принадлежащего ему имущества в соответствии с его целевым назначением, в том числе с целью предотвращения негативных последствий от неправомерных действий работника.
Для осуществления тщательного контроля за расходом топлива работодатель вправе внедрить автоматизированные системы контроля транспорта, например ГЛОНАСС.
Положения о контроле за расходом топлива водителями с помощью ГЛОНАСС необходимо закрепить в локальном акте работодателя (коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка) с соблюдением требований ст. 8 ТК РФ, путем внесения дополнительного раздела (пункта) о работе системы контроля за водителями с обоснованием причин введения данного контроля (ст. 5 ТК РФ).
Работодателем издается приказ о введении в действие такой системы контроля также с указанием даты начала работы. В приказе целесообразно указать ответственных лиц и лиц, контролирующих систему работы спутникового мониторинга транспорта, а также лиц, контролирующих достоверность собираемой информации, лиц, взаимодействующих с поставщиком услуг и службой технической поддержки (возможно создание в организации диспетчерского центра спутникового мониторинга транспорта).
В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на получение полной достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. Обо всех изменениях, вводимых в локальные нормативные акты работодателя, работники должны быть ознакомлены под подпись (абз. 10 ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Письменное согласие работников с вносимыми изменениями может быть получено путем проставления их подписи на листе ознакомления к приказу о внедрении данного контроля.
Если вносимые в локальный нормативный акт изменения затрагивают условия трудовых договоров, то должен быть соблюден порядок, предусмотренный ст. 74 либо ст. 72 ТК РФ. О предстоящих изменениях условий трудового договора по инициативе работодателя, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (ч. 1, 2 ст. 74 ТК РФ). Изменения в трудовые договоры вносятся путем заключения с работниками дополнительных соглашений.
В случае отказа работника от введения новых условий работодатель вправе перевести его на другую должность. Однако при отсутствии такой должности или отказе работника от перевода возможно расторжение трудового договора на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Таким образом, по нашему мнению, если работодатель решил внедрить систему контроля за расходом топлива водителями с помощью ГЛОНАСС, ему следует придерживаться следующей процедуры:
— принять локальный нормативный акт, регламентирующий порядок осуществления контроля за расходом топлива, в котором необходимо указать цель введения ГЛОНАСС, транспортные средства, в которых оно будет установлено, порядок сбора и хранения данных, список ответственных лиц, а также порядок привлечения к материальной ответственности работника транспортного средства, на котором устанавливаются навигационное оборудование и датчики контроля топлива;
— издать приказ о введении в действие такой системы контроля с указанием даты начала работы и ознакомить с ним работников.
Так, в Апелляционном определении Кировского областного суда от 19.02.2015 по делу N 33-598 суд указал, что показания системы ГЛОНАСС являются достоверным доказательством вины водителя, поскольку установленный на служебном автомобиле модуль системы ГЛОНАСС имеет сертификат соответствия, работоспособность и снятие показаний производилось незаинтересованным лицом работодателя, несоответствие показаний одометра автомобиля и выписок мониторинга системы ГЛОНАСС установлено соответствующим экспертом.
Показания устройств спутниковой навигации ГЛОНАСС, в частности, применяются для подтверждения транспортных расходов в целях налогообложения (Письмо Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354).
Таким образом, показания навигационных систем, установленных на транспортные средства организации, могут являться доказательством расхода топлива и других показателей работы транспортного средства.
 
В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.
17.05.2019