Вопрос: Организация в предыдущие годы неверно определяла остаточную стоимость основных средств, в связи с чем налог на имущество организаций рассчитывался и уплачивался в большем размере. Надо ли для возврата переплаты сдавать уточненные декларации за прошлые периоды? Можно ли отразить корректировку в налоговой декларации за текущий период?
Ответ: Если организация обнаружила ошибки в формах налоговой отчетности по налогу на имущество организаций за предыдущие годы, ведущие к исчислению суммы налога в увеличенном размере, то для зачета (возврата) переплаты ей следует представить уточненные налоговые декларации и обратиться с заявлением о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога. Корректировка сумм, исчисленных за предыдущие налоговые периоды, в текущей декларации по налогу на имущество организаций не предусмотрена.
Обоснование: В соответствии со ст. 374 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 302-ФЗ)) объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признавалось движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
С 1 января 2019 г. в связи со вступлением в силу Закона N 302-ФЗ движимое имущество исключено из объектов налогообложения по налогу.
Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ (п. 1 ст. 375 НК РФ).
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).
Таким образом, неправильное определение остаточной стоимости основных средств, признаваемых объектом налогообложения, влечет за собой неправильное исчисление суммы среднегодовой стоимости имущества и, следовательно, неправильное исчисление суммы налога за соответствующие налоговые периоды.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (п. 1 ст. 54 НК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Указанные нормы не содержат исключений относительно налога на имущество организаций.
Однако при этом ни формой налоговой декларации по налогу на имущество организаций, ни Порядком ее заполнения, утвержденными Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ «Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения», не предусмотрено возможности корректировки сумм налога, исчисленных за предыдущие налоговые периоды, в текущей декларации по налогу на имущество организаций.
Таким образом, в случае если организация обнаружила, что в предыдущие годы определяла остаточную стоимость основных средств в завышенном размере, в связи с чем налог на имущество организаций рассчитывался и уплачивался в большем, чем следовало, размере, то она имеет право представить уточненную налоговую декларацию за эти налоговые периоды (см. также Письмо ФНС России от 27.07.2009 N 3-2-09/150).
Что касается периода подачи уточненной декларации по налогу с целью изменения начисленного налога, то законодателем не ограничен временной интервал, за который может быть подана уточненная налоговая декларация.
При этом законодательно ограничен только срок подачи заявления за возвратом излишне уплаченных и излишне взысканных налогов (п. 7 ст. 78, п. 3 ст. 79 НК РФ).
О.В. Хритинина
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
21.05.2019