Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » 17.06.2013 налоговый орган отказал в госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы организации, касающихся ее местонахождения, и назначил выездную налоговую проверку. Отказ в госрегистрации обжалован, и 07.08.2013 изменения зарегистрированы. Действительно ли решение о проведении проверки?
21.10.2020

17.06.2013 налоговый орган отказал в госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы организации, касающихся ее местонахождения, и назначил выездную налоговую проверку. Отказ в госрегистрации обжалован, и 07.08.2013 изменения зарегистрированы. Действительно ли решение о проведении проверки?

Вопрос: Налогоплательщиком подано заявление в налоговый орган по месту учета о государственной регистрации изменений о его местонахождении, вносимых в учредительные документы юридического лица, с приложением соответствующих документов.
17.06.2013 указанным налоговым органом было вынесено решение об отказе в государственной регистрации вносимых изменений с указанием на наличие в документах недостоверной информации о новом адресе организации. Кроме того, 17.06.2013 налоговый орган вынес решение о назначении выездной налоговой проверки организации.
Позднее организация обжаловала решение об отказе в государственной регистрации изменений в вышестоящий налоговый орган, который указанное решение отменил и обязал нижестоящий налоговый орган внести в ЕГРЮЛ запись по документам, поступившим для государственной регистрации, и выдать организации документ, подтверждающий факт внесения записи.
После этого 07.08.2013 налоговый орган произвел государственную регистрацию соответствующих изменений, вносимых в ЕГРЮЛ.
Действительно ли решение налогового органа от 17.06.2013 о проведении выездной налоговой проверки в отношении организации?
 
Ответ: Решение о назначении выездной налоговой проверки от 17.06.2013, если государственная регистрация изменения места нахождения организации произведена 07.08.2013 (после обжалования решения об отказе в государственной регистрации от 17.06.2013), действительно.
 
Обоснование: Согласно положениям п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Пункт 2 ст. 89 НК РФ устанавливает, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 89 НК РФ.
В силу п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
На основании п. 4 ст. 84 НК РФ в случаях изменения места нахождения организации снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В силу п. п. 4, 5 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 (далее — Правила N 110), датой постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным данным пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры. Постановка организации или физического лица на учет (снятие с учета) подтверждается документом, форма которого устанавливается Федеральной налоговой службой.
Как следует из содержания п. 4 Правил N 110, юридическое лицо считается снятым с налогового учета (в том числе в связи с изменением местонахождения) только с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2013 N А29-1924/2012 суд пришел к выводу о том, что, пока в ЕГРЮЛ не будут внесены сведения об изменении места нахождения юридического лица, налоговым органом, уполномоченным принимать решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика, будет являться тот налоговый орган, в котором на учете состоит юридическое лицо (по старому адресу места его нахождения).
В рассматриваемом случае сведения об изменении местонахождения были внесены в ЕГРЮЛ 07.08.2013, а решение о назначении выездной налоговой проверки организации было вынесено налоговым органом 17.06.2013.
Как отмечалось, организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации. Решение о проведении выездной налоговой проверки также выносит налоговый орган по месту нахождения организации. Следовательно, постановка налогоплательщика на учет и решение о проведении в отношении него выездной налоговой проверки должны приниматься одним и тем же налоговым органом.
В данной ситуации решение о назначении выездной налоговой проверки было вынесено налоговым органом, уполномоченным принимать такое решение, поскольку на дату вынесения указанного решения организация состояла на учете в налоговом органе, назначившем выездную проверку.
 
А.А.Шелякова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
14.01.2014