Вопрос: Вправе ли организация-продавец взыскать с поставщика убытки в размере уплаченного административного штрафа за продажу не соответствующих регламенту пищевых продуктов, поставленных по договору поставщиком, учитывая, что он гарантировал качество продуктов?
Ответ: Организация-продавец вправе взыскать с поставщика убытки в размере уплаченного административного штрафа при наличии определенных обстоятельств, на которые указывает судебная практика.
Обоснование: По общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ). В свою очередь, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п. 1 ст. 393 ГК РФ).
Как видно из ситуации, поставщик гарантировал покупателю качество товара и его соответствие нормам действующего законодательства, что фактически не соответствовало действительности (товар был поставлен некачественный). Недобросовестность поставщика (ненадлежащее исполнение обязательства по поставке товара соответствующего качества) стала следствием привлечения покупателя к административной ответственности. Соответственно, покупатель вправе взыскать убытки с поставщика.
Сложившаяся в настоящее время судебная практика подтверждает данный вывод, однако внося определенные уточнения. Истцу необходимо доказать совокупность обстоятельств: факт нарушения ответчиком договорных обязательств, причинно-следственную связь между допущенными нарушениями и возникшими убытками, наличие убытков и их размер. В качестве примера приведем Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 N 09АП-24789/2016 по делу N А40-210484/15, поддержанное Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.10.2016 N Ф05-13618/2016 по делу N А40-210484/2015, в котором суд при схожих обстоятельствах удовлетворил иск покупателя о взыскании убытков. При этом суд отдельно отметил: доводы жалобы поставщика о том, что товар соответствовал всем требованиям договора, поскольку истцом были подписаны все предусмотренные акты приемки-передачи товара, не могут быть приняты судом, так как покупатель доказал факт причинения убытков ответчиком (оплата штрафа), факт ненадлежащего исполнения ответчиком договорного обязательства (поставка некачественного товара — результат экспертизы), а также наличие причинной связи между ненадлежащим исполнением договорного обязательства и убытками истца. Аналогичным образом высказывался ФАС Московского округа и позднее (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.10.2016 N Ф05-14672/2016 по делу N А41-103886/2015).
Обращаем внимание, что отсутствие хотя бы одного из указанных обстоятельств с максимальной вероятностью приведет к отказу в возмещении убытков. Например, при рассмотрении дела о возмещении убытков по договору поставки топлива для АЗС суд отказал в возмещении, так как АЗС, в соответствии с действующим законодательством, была обязана проверять качество топлива при его приемке, соответственно, именно АЗС виновата в том, что была привлечена к административной ответственности за торговлю некачественным топливом (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу N А79-10636/2013).
Таким образом, покупатель вправе взыскать с поставщика убытки в размере уплаченного административного штрафа, однако в суде ему необходимо будет доказать совокупность следующих обстоятельств: факт нарушения ответчиком договорных обязательств, причинно-следственную связь между допущенными нарушениями и возникшими убытками, наличие убытков и их размер.
Региональный информационный центр
20.06.2019