Вопрос: Вправе ли банк отказать организации — налоговому агенту в исполнении распоряжения о переводе денежных средств иностранному контрагенту по причине несоответствия суммы НДС, подлежащего уплате по сделке с иностранным контрагентом (указана в платежном поручении, представленном в банк), сумме платежа иностранному контрагенту?
Ответ: Банк вправе запросить у налогового агента документы и информацию, раскрывающие экономический смысл операции и ее соответствие закону. Если сомнения в законности операции не устранены, банк вправе отказать налоговому агенту в выполнении распоряжения. Кроме того, при наличии в действиях налогового агента нарушений налогового законодательства РФ налоговый орган может его привлечь к установленной законом ответственности.
Обоснование: В силу п. 1 ст. 864 Гражданского кодекса РФ содержание (реквизиты) платежного поручения и его форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом и банковскими правилами.
В п. 2 ст. 864 ГК РФ предусмотрена обязанность банка при приеме к исполнению платежного поручения проверить соответствие платежного поручения установленным требованиям, а также выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжений, предусмотренные законом, банковскими правилами и договором. При отсутствии оснований для исполнения платежного поручения банк отказывает в его приеме с уведомлением об этом плательщика в срок не позднее дня, следующего за днем получения платежного поручения, если более короткий срок не установлен банковскими правилами и договором.
Перечень и содержание реквизитов платежного поручения приведены в Приложениях 1 — 3 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее — Положение N 383-П). В платежном поручении указываются назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая налог на добавленную стоимость. Такое требование предусмотрено п. 24 «Назначение платежа» Приложения 1 к Положению N 383-П.
Согласно п. 4 ст. 168 Налогового кодекса РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма НДС выделяется отдельной строкой. В пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.
Исходя из положений п. п. 1 и 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» у клиента банка имеется обязанность по представлению документов, необходимых для его идентификации и фиксирования информации, содержащей сведения о совершаемой операции.
Банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями данного Закона, а также в случае наличия обоснованных подозрений о том, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Между тем, как отмечается в судебной практике, банк при осуществлении обязательного контроля в отношении операций клиентов с денежными средствами не вправе выходить за пределы своей компетенции и брать на себя полномочия фискальных и иных уполномоченных органов (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.09.2018 N Ф03-3950/2018). В случае нарушения налоговым агентом своих обязанностей наступает ответственность в соответствии с п. 5 ст. 24 и ст. 123 НК РФ.
Таким образом, банк вправе запросить у налогового агента документы и информацию, раскрывающие экономический смысл операции и ее соответствие закону. В рассматриваемой ситуации несоответствие суммы НДС в платежном поручении сумме платежа является очевидным нарушением и может свидетельствовать о том, что действительной целью такой операции является легализация доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Занижение или завышение суммы НДС может являться одним из критериев совершения клиентом сомнительной операции, на что обращено внимание в п. 2 Методических рекомендаций о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденных Банком России 16.02.2018 N 5-МР (далее — Методические рекомендации).
При выявлении в операциях клиентов признаков отсутствия платежей по НДС в бюджетную систему РФ либо признаков занижения сумм этих платежей кредитным организациям рекомендуется, в частности, запрашивать у клиентов документы (их надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату клиентом НДС либо подтверждающие отсутствие оснований для уплаты НДС в бюджетную систему РФ за налоговый период, в отношении которого запрошена информация. В случае непредставления запрошенных документов либо возникновения сомнений в их достоверности рекомендуется отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по банковскому счету, подписанных аналогом собственноручной подписи, в случае если такое право предусмотрено в договоре кредитной организации с клиентом, а также руководствоваться иными рекомендациями, приведенными в Письме Банка России от 27.04.2007 N 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)» (п. 4 Методических рекомендаций).
В связи с этим банк вправе запросить у налогового агента документы и информацию, раскрывающие экономический смысл операции и ее соответствие закону. Если сомнения в законности операции не устранены, банк вправе отказать налоговому агенту в выполнении распоряжения.
Кроме того, при наличии в действиях налогового агента нарушений налогового законодательства РФ налоговый орган может его привлечь к установленной законом ответственности.
02.07.2019